Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 811

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


«Педагогическое образование». Разработано содержание и созданы рабочие учебные программы по дисциплинам методической подготовки будущего учителя информатики: «Методика обучения информатике» и «Инновационные

организационные формы обучения информатике». Обоснована актуальность внедрения в программу методической подготовки учителя информатики инновационных организационных форм обучения. Предложено организовать

«Мастер-классы» со студентами и преподавателями педвузов с привлечением передовых учителей и преподавателей из разных образовательных организаций для передачи опыта планирования учебного процесса по конкретным темам, например, по курсам методической подготовки учителя информатики. В частности, рассмотрены «Мастер-классы»: «Планированиеобразовательногопроцесса»; «Организация лабораторной работы по информатике»; «Методикаорганизации научно-исследовательской работы школьников по информатике спомощьюсетевоговзаимодействия»;«Методикаорганизациизанятийпоинформатикесиспользованиемкейс-технологии».

  1. Результаты проведенного педагогического эксперимента обосновали эффективность внедрения новых организационных форм обучения в программу методической подготовки учителя информатики в педвузе и подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.

  2. Предложенная методика подготовки учителя информатики к использованию новых организационных форм обучения со временем должна стать неотъемлемой частью курса методики обучения информатике и войти в содержание этого курса, но может быть также применена при обучении другим дисциплинам методической подготовки будущего учителя в педвузе. Особое значение имеет необходимость включения вопросов методики использования современных организационных форм обучения в содержание курсовых и дипломных проектов и педагогической практики студентов.


Список литературы



  1. Абдуразаков, М.М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики [Текст] / М.М. Абдуразаков, Г.М. Гаджиев // Информатика и образование. – 2006. – №2. – С. 98-102.

  2. Абдуразаков, M.М. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в системе профессиональной подготовки будущего учителя [Текст] / М.М. Абдуразаков, М.Г. Мухудинов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 2. – С. 26-29.

  3. Абросимов, А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий [Текст]: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Абросимов Александр Григорьевич. М., 2005. – 261 с.

  4. Акуленко, В.Л. Методические рекомендации по формированию ИКТ - компетенции учителя физики в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова. – М.: ИИО РАО, 2006. 57 с.

  5. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно- прогностический курс [Текст]: учебное пособие / В.И. Андреев. – Казань: ЦИТ, 2008. – 500 с.

  6. Анисимова, С.П. Сетевое взаимодействие вузов в единой образовательной информационной среде [Текст] / С.П. Анисимова, В.П. Демкин, Г.В. Майер, Г.В. Можаева // Вестник РУДН. Серия "Информатизация образования". – 2005. – №1(2). С. 78-86.

  7. Анисцына, Н.Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе [Текст] / Н.Н. Анисцына


// Креативная экономика. 2010. 4(40). С. 91-97.

  1. Аркаева, Р.П. Квалиметрический подход к реализации балльно- рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов вузов [Текст]: дис. ...

канд. пед. наук: 13.00.08 /Аркаева Римма Петровна. Владикавказ, 2011. 152 с.

  1. Атанасян, С.Л. Формирование информационно образовательной среды педагогического ВУЗа [Текст]: автореферат дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / С.Л. Атанасян. – М., 2009. 49 с.

  2. Багиев, Г.Л. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода / Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов. URL: (http://www.marketing.spb.ru/read/m21/index.htm/ (дата обращения 20.11.2014).

  3. Башмаков, М.И. Процесс обучения в информационной среде [Текст] / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник // Школьные технологии. 2000.

№6. – С.133-158.

  1. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: монография / В.А. Беликов. М.: Академия Естествознания, 2010. 179 с.

  2. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Беляев Геннадий Юрьевич. – М., 2000. – 157 с.

  3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст]: учебное пособие / В.П. Беспалько. – М.: МПСИ, 2002. 352 с.

  4. Бешенков, С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии [Текст] / С.А. Бешенков // Информатика и образование. – 2000. – №7. – С.7-9.

  5. Болотов, В.А. Системы оценки качества образования [Текст]: учебное пособие / В.А. Болотов, Н.В. Ефремова. – М.: Логос, 2007. – 234 с.

  6. Борейко, Л.И. Организационные формы и методы обучения: ретроспективный анализ и перспективы [Текст] / Л.И. Борейко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. 4. – С.62-64.

  7. Бороненко, Т.А. Методика обучения информатике. Специальная методика [Текст]: учебное пособие для студентов / Т.А. Бороненко, Н.И. Рыжова.


СПб.: Рос. гос. пед. ун-т, 1997. 134 с.

  1. Босова, Л.Л. Организационно-педагогические модели использования средств информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школе [Текст] / Л.Л. Босова // Вестник Марийского государственного университета. 2012. – №9. – С.40-43.

  2. Босова, Л.Л. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения ФГОС [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова //Открытое и дистанционное образование. – 2013. – №4 (52). – С.56- 63.

  3. Будаева, Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе [Текст] / Т.И. Будаева // Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы. Сб. науч. статей. 2-ой вып. М.: ИОО МОН РФ, 2004.

– С.54-64.

  1. Булин-Соколова, Е.И. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги [Текст] / Е.И. Булин- Соколова, А.С. Обухов, А.Л. Семенов // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. №3 С.207-226.

  2. Варганова, И.В. Эволюция организационных форм дистанционного обучения в российском образовании [Текст] / И.В. Варганова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. – Т.3. – №5– С.71-79.

  3. Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога) [Текст]: автореферат дис. д-ра психол. наук: 13.00.01,

19.00.07 / Ю.В. Варданян.