Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 811
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
«Педагогическое образование». Разработано содержание и созданы рабочие учебные программы по дисциплинам методической подготовки будущего учителя информатики: «Методика обучения информатике» и «Инновационные
организационные формы обучения информатике». Обоснована актуальность внедрения в программу методической подготовки учителя информатики инновационных организационных форм обучения. Предложено организовать
«Мастер-классы» со студентами и преподавателями педвузов с привлечением передовых учителей и преподавателей из разных образовательных организаций для передачи опыта планирования учебного процесса по конкретным темам, например, по курсам методической подготовки учителя информатики. В частности, рассмотрены «Мастер-классы»: «Планированиеобразовательногопроцесса»; «Организация лабораторной работы по информатике»; «Методикаорганизации научно-исследовательской работы школьников по информатике спомощьюсетевоговзаимодействия»;«Методикаорганизациизанятийпоинформатикесиспользованиемкейс-технологии».
-
Результаты проведенного педагогического эксперимента обосновали эффективность внедрения новых организационных форм обучения в программу методической подготовки учителя информатики в педвузе и подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы. -
Предложенная методика подготовки учителя информатики к использованию новых организационных форм обучения со временем должна стать неотъемлемой частью курса методики обучения информатике и войти в содержание этого курса, но может быть также применена при обучении другим дисциплинам методической подготовки будущего учителя в педвузе. Особое значение имеет необходимость включения вопросов методики использования современных организационных форм обучения в содержание курсовых и дипломных проектов и педагогической практики студентов.
Список литературы
-
Абдуразаков, М.М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики [Текст] / М.М. Абдуразаков, Г.М. Гаджиев // Информатика и образование. – 2006. – №2. – С. 98-102. -
Абдуразаков, M.М. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в системе профессиональной подготовки будущего учителя [Текст] / М.М. Абдуразаков, М.Г. Мухудинов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 2. – С. 26-29. -
Абросимов, А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Абросимов Александр Григорьевич. – М., 2005. – 261 с. -
Акуленко, В.Л. Методические рекомендации по формированию ИКТ - компетенции учителя физики в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова. – М.: ИИО РАО, 2006. – 57 с. -
Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно- прогностический курс [Текст]: учебное пособие / В.И. Андреев. – Казань: ЦИТ, 2008. – 500 с. -
Анисимова, С.П. Сетевое взаимодействие вузов в единой образовательной информационной среде [Текст] / С.П. Анисимова, В.П. Демкин, Г.В. Майер, Г.В. Можаева // Вестник РУДН. Серия "Информатизация образования". – 2005. – №1(2). – С. 78-86. -
Анисцына, Н.Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе [Текст] / Н.Н. Анисцына
// Креативная экономика. – 2010. – № 4(40). – С. 91-97.
-
Аркаева, Р.П. Квалиметрический подход к реализации балльно- рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов вузов [Текст]: дис. ...
канд. пед. наук: 13.00.08 /Аркаева Римма Петровна. – Владикавказ, 2011. – 152 с.
-
Атанасян, С.Л. Формирование информационно образовательной среды педагогического ВУЗа [Текст]: автореферат дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / С.Л. Атанасян. – М., 2009. – 49 с. -
Багиев, Г.Л. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода / Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов. URL: (http://www.marketing.spb.ru/read/m21/index.htm/ (дата обращения 20.11.2014). -
Башмаков, М.И. Процесс обучения в информационной среде [Текст] / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник // Школьные технологии. – 2000. –
№6. – С.133-158.
-
Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: монография / В.А. Беликов. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 179 с. -
Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Беляев Геннадий Юрьевич. – М., 2000. – 157 с. -
Беспалько, В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст]: учебное пособие / В.П. Беспалько. – М.: МПСИ, 2002. – 352 с. -
Бешенков, С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии [Текст] / С.А. Бешенков // Информатика и образование. – 2000. – №7. – С.7-9. -
Болотов, В.А. Системы оценки качества образования [Текст]: учебное пособие / В.А. Болотов, Н.В. Ефремова. – М.: Логос, 2007. – 234 с. -
Борейко, Л.И. Организационные формы и методы обучения: ретроспективный анализ и перспективы [Текст] / Л.И. Борейко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – № 4. – С.62-64. -
Бороненко, Т.А. Методика обучения информатике. Специальная методика [Текст]: учебное пособие для студентов / Т.А. Бороненко, Н.И. Рыжова.
– СПб.: Рос. гос. пед. ун-т, 1997. – 134 с.
-
Босова, Л.Л. Организационно-педагогические модели использования средств информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школе [Текст] / Л.Л. Босова // Вестник Марийского государственного университета. – 2012. – №9. – С.40-43. -
Босова, Л.Л. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения ФГОС [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова //Открытое и дистанционное образование. – 2013. – №4 (52). – С.56- 63. -
Будаева, Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе [Текст] / Т.И. Будаева // Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы. Сб. науч. статей. 2-ой вып. – М.: ИОО МОН РФ, 2004.
– С.54-64.
-
Булин-Соколова, Е.И. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги [Текст] / Е.И. Булин- Соколова, А.С. Обухов, А.Л. Семенов // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – №3 – С.207-226. -
Варганова, И.В. Эволюция организационных форм дистанционного обучения в российском образовании [Текст] / И.В. Варганова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – Т.3. – №5– С.71-79. -
Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога) [Текст]: автореферат дис. … д-ра психол. наук: 13.00.01,
19.00.07 / Ю.В. Варданян. –