Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 866
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
организационных форм обучения. Коэффициент К позволяет определить уровень воздействия системы подготовки на личность студента и группы, оценить эффективность вносимых в образовательный процесс инноваций и вычисляется для контрольной и экспериментальной группы.
Вносимые в процесс методической подготовки студентов изменения будут эффективными, если величина Кэбольше чем Кки неэффективным, если Ккбольше Кэили они одинаковы.
Для определения коэффициента владения знаниями в области применения современных организационных форм обучения в образовательном процессе вуза разделим знания по следующим модулям.
-
Стандарты и учебные планы подготовки будущих учителей информатики в педвузе. -
Специфика проектирования различных форм организации обучения. -
Лекция – основная организационная форма обучения. -
Традиционные организационные формы обучения. -
Инновационные формы обучения. -
Сетевое взаимодействие. -
Дистанционная форма обучения. -
Модульная форма обучения. -
Формы повышения квалификации преподавателей вузов. -
Проектирование информационно-образовательной среды вуза.
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Модуль | Средний процент формирования знаний по модулям | |
Контрольная | Эксперименталь ная | |
Стандарты и учебные планы подготовки будущих учителей информатики в педвузе. | 38% | 76% |
Специфика проектирования различных форм организации обучения. | 34% | 67% |
Лекция – основная организационная форма обучения. | 41% | 88% |
Продолжение таблицы 15
Модуль | Средний процент формирования знаний по модулям | |
Контрольная | Экспериментальная | |
Традиционные организационные формы обучения. | 44% | 92% |
Инновационные формы обучения. | 26% | 78% |
Сетевое взаимодействие. | 27% | 74% |
Дистанционная форма обучения. | 31% | 84% |
Модульная форма обучения. | 24% | 69% |
Формы повышения квалификации преподавателей вузов. | 23% | 76% |
Проектирование информационно-образовательной среды вуза. | 22% | 78% |
Диаграмма 1 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Из данных таблицы 15 следует, что рост коэффициентов в экспериментальной группе составляет 47%. Для подтверждения этого результата с помощью критериев статистической значимости сравним количество всех набранных баллов анкетирования для студентов контрольной группы (сумма значений таблицы 16) с аналогичными значениями для студентов экспериментальной группы (таблица 16) с помощью U-критерия Манна-Уитни [204]. Этот критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками
и позволяет определить значимость различий. Другими словами данный критерий используется для того, чтобы выяснить, являются ли различия значений какой- либо величины в двух выборках случайными или закономерными.
Таблица 16 - Количество набранных баллов студентами контрольной и экспериментальной групп
| Группа | | Группа | | Группа | ||||||
Сту- дент | Конт- рольна я | Экспери- ментальная | Сту- дент | Конт- рольн ая | Экспери- ментальная | Сту- дент | Конт- рольна я | Экспери- ментальная | |||
1 | 9 | 24 | 23 | 4 | 25 | 45 | 4 | 18 | |||
2 | 13 | 21 | 24 | 14 | 23 | 46 | 11 | 23 | |||
3 | 7 | 18 | 25 | 12 | 18 | 47 | 10 | 25 | |||
4 | 21 | 17 | 26 | 10 | 20 | 48 | 26 | 21 | |||
5 | 11 | 24 | 27 | 25 | 19 | 49 | 9 | 17 | |||
6 | 14 | 26 | 28 | 14 | 25 | 50 | 8 | 26 | |||
7 | 17 | 19 | 29 | 13 | 26 | 51 | 14 | 19 | |||
8 | 8 | 25 | 30 | 9 | 17 | 52 | 11 | 12 | |||
9 | 6 | 17 | 31 | 5 | 24 | 53 | 7 | 23 | |||
10 | 16 | 19 | 32 | 16 | 24 | 54 | 6 | 20 | |||
11 | 14 | 13 | 33 | 12 | 18 | 55 | 7 | 26 | |||
12 | 9 | 26 | 34 | 16 | 15 | 56 | | 24 | |||
13 | 13 | 26 | 35 | 12 | 17 | 57 | | 16 | |||
14 | 22 | 19 | 36 | 11 | 19 | 58 | | 21 | |||
15 | 8 | 17 | 37 | 10 | 24 | 59 | | 14 | |||
16 | 7 | 25 | 38 | 9 | 24 | 60 | | 25 | |||
17 | 11 | 24 | 39 | 11 | 19 | | | | |||
18 | 13 | 18 | 40 | 16 | 12 | | | | |||
19 | 12 | 24 | 41 | 19 | 18 | | | | |||
20 | 11 | 22 | 42 | 7 | 21 | | | | |||
21 | 17 | 18 | 43 | 6 | 20 | | | | |||
22 | 19 | 19 | 44 | 5 | 26 | | | |
Алгоритм применения критерия U Манна - Уитни для оценки различий между двумя малыми выборками [204]:
-
Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки, пометив карточки 1-й выборки одним цветом, а 2-й - другим. -
Разложить все карточки в единый ряд по степени возрастания признака и проранжировать в таком порядке, приписывая меньшему значению меньший ранг. -
Вновь разложить карточки по цвету на две группы. -
Подсчитать сумму рангов отдельно по группам и проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной. -
Вычислить значение U: U (n n) nx(nx1) T,
1 2 2 x
где:
ni - количество испытуемых в i - выборке (i=1,2); nx - большая из двух ранговых сумм;
Tx. - количество испытуемых в группе с большой суммой рангов.
-
Определить критические значения U по специальной таблице критических значений U-критерия Манна-Уитни [204]. -
Сформулировать выводы согласно рисунку 4.
В таблице 17 отражены вычисленные U-критерия Манна-Уитни [204].
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
n1= | 55 |
n2= | 60 |
Tx= | 4839,5 |
nx= | 60 |
Uкр(P≤0,05)= | 1355 |
Uкр(P≤0,01)= | 1234 |
U= | 290,5 |
Рисунок 4 - Определение статистической значимости U-критерия Манна- Уитни
Руководствуясь данными (таблица 17), полученными в процессе статистических исследований, с высокой долей вероятности p≤0,01 (рисунок 4)
можно утверждать, что различия между двумя выборками существенны и не являются случайными.
Так как данные анкетирования не могут претендовать на объективность в виду вероятной неадекватной оценки студентами своих истинных способностей, были проведены дополнительные исследования для проверки эффективности разработанного курса «Инновационные организационные формы обучения информатике» с помощью тестированияв экспериментальной и контрольной группах.
Каждый студент выполнял 10 тестовых заданий. Правильный ответ оценивался в 2 балла, ответ, содержащий незначительные неточности – в 1 балл, неверный ответ – в 0 баллов. Таким образом, минимально возможное количество баллов – 0, максимально возможное – 20.
Вариант теста включал в себя комплекс учебных заданий для проверки уровня усвоения