Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 653
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
-
психолого-педагогическойподготовки(«Психология», «Педагогическая риторика» , «Педагогика», «Основы медицинских знаний»); -
предметнойподготовки(«Программирование», «Архитектура компьютера», «Теоретические основы информатики», «Основы микроэлектроники»).
Прохождение дисциплины «Методика обучения информатике» является ядром при подготовки студентов к прохождению педагогической практики.
Целью усвоения дисциплины является:
-
усвоение будущими учителями информатики содержания школьного курса информатики; -
развитие практической и теоретической подготовки студентов педвуза в сфере методики преподавания информатики; -
формирование навыков применения инновационных организационных форм в образовательном процессе в школе; -
развитие компонентов профессиональной деятельности педагога (организационный, экспертный, гностической, коммуникативный, проектировочный, конструктивный), в условиях применения современных организационных форм; -
формирование у студентов педвуза личностных качеств; -
развитие специальных, профессиональных и общекультурных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС3+ по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
-
формирование цели, задач и содержания дисциплины «Методика преподавания информатики»; -
определение места и роли дисциплины «Методика преподавания информатики» в структуре общей образовательной программы по соответствующему направлению подготовки; -
подготовка студентов к качественному преподаванию профильного, базового и пропедевтического курса дисциплины «Методика преподавания информатики»; -
формирование представления о перспективах дальнейшего развития методики преподавания информатики, а также школьного курса информатики в условиях формирующийся современной информационно-образовательной среды; -
определение последовательности усвоения профессиональных и общекультурных компетенций студентами.
Главной задачей нынешней системы образования является усвоение обучающимися определенных предметных ЗУНов в ходе изучения отдельных предметов. Вопрос развития совокупности «универсальных учебных действий», развивающих компетенцию «научить учиться», готовности личности к самосовершенствованию и саморазвитию в ходе активного и сознательного усвоения нового социального опыта остается трудно решаемым.
Согласно примерной основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль
«Информатика», который рекомендован научно-методическим советом высшей школы и координационным советом учебно-методических объединений, в результате освоения дисциплины Б3.ПЦ «Методика обучения информатике» студент педвуза должен:
знать:
-
образовательные функции школьного курса информатики; -
ФГОС второго поколения основного общего образования, связующее ядро содержания школьного курса информатики, ориентировочные школьные учебные программы по информатике и ИКТ, согласованные Минобрнауки РФ; -
основные подходы планирования образовательного процесса по школьному курсу информатики; -
современные перспективы и состояние развития школьной информатики как учебного предмета, ее роль и место в системе образования; -
главные компоненты методической системы обучения (цель, содержание, методы, формы и средства обучения) и научное обоснование этих компонентов; -
основные требования к школьному кабинету информатики (санитарно- гигиенические, эргономические, технические и др.); -
критерии и методику оценки качества средств ИКТ, используемых на занятиях по информатике (электронные образовательные ресурсы, школьные учебники и пр.); -
критерии, формы и функции оценки результатов обучения информатике.
уметь:
-
анализировать цели и содержание существующих курсов информатики для основной, средней и начальной общеобразовательной школы; -
проектировать учебный процесс по школьному курсу информатики (устанавливать цели образования, формулировать требования к запланированным образовательным результатам (предметным, метапредметным, личностным), уметь выделять основное содержание, а также выделять главные содержательные линии прохождения курса информатики, подбирать новые методы, инновационные формы и современные средства обучения); -
применять дидактические возможности средств информационных технологий при осуществлении учебного процесса по школьному курсу информатики; -
выполнять оценку и проверку результатов обучения информатике, анализировать запланированные образовательные результаты учащихся при изучении информатики; -
применять экспертизу электронных образовательных ресурсов и учебно- методических материалов; -
планировать образовательный процесс по школьному курсу информатики;
-анализировать рефлексию собственной индивидуальной деятельности и при необходимости изменения методики обучения информатики.
владеть:
-
умениями организации разнообразных видов деятельности обучающихся при изучении информатики, например, исследовательской и проектной деятельности учащихся на занятиях по информатике; -
разнообразными средствами оценивания итогов обучения учащихся по информатике; -
методическими аспектами обучения основным разделам курса школьной информатики; -
различными методами организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности обучающихся при изучении курса информатики, сбалансированного сочетания разных форм образовательной деятельности на уроках по информатике; -
главными компонентами профессиональной деятельности учителя информатики (коммуникативный, гностический, организационный, экспертный, проектировочный, конструктивный); -
различными методами повышения профессиональной квалификации, в том числе с учетом использования современных средств ИКТ; -
умениями отбирать и сравнивать более результативные средства ИКТ, поддерживающие виды деятельности, адекватные запланированным образовательным результатам изучения информатики.
Анализ подготовки будущих учителей информатики показывает, что у студентов педвузов возникают трудности при:
-
выборе адекватных современных организационных форм, новых методов и средств обучения для достижения планируемых образовательных результатов, кроме того, будущие учителя информатики с трудом осуществляют сетевую и проектную деятельность по разработке содержания и структуры занятия; -
выборе альтернативы объяснительно-репродуктивному способу представления информации; -
контроле, оценке и закреплении учебного материала с использованием современных технологий; -
использовании дидактических возможностей инновационных форм обучения и т.д. [138].