Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 653

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

, вырабатываемые в ходе изучения следующих дисциплин:

  • психолого-педагогическойподготовки(«Психология», «Педагогическая риторика» , «Педагогика», «Основы медицинских знаний»);

  • предметнойподготовки(«Программирование», «Архитектура компьютера», «Теоретические основы информатики», «Основы микроэлектроники»).

Прохождение дисциплины «Методика обучения информатике» является ядром при подготовки студентов к прохождению педагогической практики.

Целью усвоения дисциплины является:


  • усвоение будущими учителями информатики содержания школьного курса информатики;

  • развитие практической и теоретической подготовки студентов педвуза в сфере методики преподавания информатики;

  • формирование навыков применения инновационных организационных форм в образовательном процессе в школе;

  • развитие компонентов профессиональной деятельности педагога (организационный, экспертный, гностической, коммуникативный, проектировочный, конструктивный), в условиях применения современных организационных форм;

  • формирование у студентов педвуза личностных качеств;

  • развитие специальных, профессиональных и общекультурных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС3+ по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:


  • формирование цели, задач и содержания дисциплины «Методика преподавания информатики»;

  • определение места и роли дисциплины «Методика преподавания информатики» в структуре общей образовательной программы по соответствующему направлению подготовки;

  • подготовка студентов к качественному преподаванию профильного, базового и пропедевтического курса дисциплины «Методика преподавания информатики»;

  • формирование представления о перспективах дальнейшего развития методики преподавания информатики, а также школьного курса информатики в условиях формирующийся современной информационно-образовательной среды;

  • определение последовательности усвоения профессиональных и общекультурных компетенций студентами.


Главной задачей нынешней системы образования является усвоение обучающимися определенных предметных ЗУНов в ходе изучения отдельных предметов. Вопрос развития совокупности «универсальных учебных действий», развивающих компетенцию «научить учиться», готовности личности к самосовершенствованию и саморазвитию в ходе активного и сознательного усвоения нового социального опыта остается трудно решаемым.

Согласно примерной основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль

«Информатика», который рекомендован научно-методическим советом высшей школы и координационным советом учебно-методических объединений, в результате освоения дисциплины Б3.ПЦ «Методика обучения информатике» студент педвуза должен:

знать:


  • образовательные функции школьного курса информатики;

  • ФГОС второго поколения основного общего образования, связующее ядро содержания школьного курса информатики, ориентировочные школьные учебные программы по информатике и ИКТ, согласованные Минобрнауки РФ;

  • основные подходы планирования образовательного процесса по школьному курсу информатики;

  • современные перспективы и состояние развития школьной информатики как учебного предмета, ее роль и место в системе образования;

  • главные компоненты методической системы обучения (цель, содержание, методы, формы и средства обучения) и научное обоснование этих компонентов;

  • основные требования к школьному кабинету информатики (санитарно- гигиенические, эргономические, технические и др.);

  • критерии и методику оценки качества средств ИКТ, используемых на занятиях по информатике (электронные образовательные ресурсы, школьные учебники и пр.);

  • критерии, формы и функции оценки результатов обучения информатике.

уметь:


  • анализировать цели и содержание существующих курсов информатики для основной, средней и начальной общеобразовательной школы;

  • проектировать учебный процесс по школьному курсу информатики (устанавливать цели образования, формулировать требования к запланированным образовательным результатам (предметным, метапредметным, личностным), уметь выделять основное содержание, а также выделять главные содержательные линии прохождения курса информатики, подбирать новые методы, инновационные формы и современные средства обучения);

  • применять дидактические возможности средств информационных технологий при осуществлении учебного процесса по школьному курсу информатики;

  • выполнять оценку и проверку результатов обучения информатике, анализировать запланированные образовательные результаты учащихся при изучении информатики;

  • применять экспертизу электронных образовательных ресурсов и учебно- методических материалов;

  • планировать образовательный процесс по школьному курсу информатики;


-анализировать рефлексию собственной индивидуальной деятельности и при необходимости изменения методики обучения информатики.

владеть:


  • умениями организации разнообразных видов деятельности обучающихся при изучении информатики, например, исследовательской и проектной деятельности учащихся на занятиях по информатике;

  • разнообразными средствами оценивания итогов обучения учащихся по информатике;

  • методическими аспектами обучения основным разделам курса школьной информатики;

  • различными методами организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности обучающихся при изучении курса информатики, сбалансированного сочетания разных форм образовательной деятельности на уроках по информатике;

  • главными компонентами профессиональной деятельности учителя информатики (коммуникативный, гностический, организационный, экспертный, проектировочный, конструктивный);

  • различными методами повышения профессиональной квалификации, в том числе с учетом использования современных средств ИКТ;

  • умениями отбирать и сравнивать более результативные средства ИКТ, поддерживающие виды деятельности, адекватные запланированным образовательным результатам изучения информатики.

Анализ подготовки будущих учителей информатики показывает, что у студентов педвузов возникают трудности при:

  • выборе адекватных современных организационных форм, новых методов и средств обучения для достижения планируемых образовательных результатов, кроме того, будущие учителя информатики с трудом осуществляют сетевую и проектную деятельность по разработке содержания и структуры занятия;

  • выборе альтернативы объяснительно-репродуктивному способу представления информации;

  • контроле, оценке и закреплении учебного материала с использованием современных технологий;

  • использовании дидактических возможностей инновационных форм обучения и т.д. [138].