Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 884

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

способностей обучающихся, развитие научного мировоззрения, подготовка обучающихся к общественному труду и жизни в информационном обществе, к продолжению образования, социализация школьников). Информационная культура учащихся.
  1. Образовательные стандарты общего образования и основные документы по информатике.


Главные компоненты и структура стандарта последнего поколения. Функции и назначение образовательного стандарта в общеобразовательной школе (функции гуманизации и социальные функции, критериально-оценочная функция,

образовательный стандарт как способ обеспечения качества образования). Образовательный стандарт и аттестация обучающихся, педагогов, общеобразовательных школ. Различия и особенности стандартов второго и первого поколения. Базовая основа содержания образования школьной информатики. Ориентировочная программа школьной информатики. Главные содержательные линии и модули школьного курса информатики.
  1. Содержание начального и базового курса школьной информатики.


Основные задачи курса информатики в школе, обеспечивающие обязательный минимум образовательной подготовки обучающихся в области информатики. Основные характеристики школьного курса информатики в странах США, Европы и СНГ. Различные способы формирования школьного курса информатики. Методические аспекты создания учебников и учебно- методических программ. Дидактический анализ различных учебников по предмету «Основы информатики и вычислительной техники». Дидактический анализ различных учебников по предмету «Информатика». Критерии и методики
оценки качества учебников по информатике в школе. Анализ методических пособий и основных программ по курсу школьной информатики (содержание, особенности и назначение). Главные понятия курса информатики, их развитие и формирование. Методические аспекты преподавания информатики в начальной школе. Методические аспекты преподавания базового курса школьной информатики.
  1. Методические аспекты профильного обучения по информатике в школе.


Основные принципы профильной и уровневой дифференциации на старшей ступени обучения по информатике в школе. Профильный и базовый курс по информатике в школе. Научно-исследовательская и проектная деятельность школьников.
  1. Методика изучения основных разделов курса информатики.


Информационные процессы. Методические аспекты изучения раздела

«Информация и информационные процессы»: разные подходы к измерению

информации, процесс передачи, хранения и обработки учебной информации. Методические аспекты изучения раздела «Представление информации»: школьный минимум содержания по линии информационных процессов и информации. Место и роль понятия языка программирования в информатике, формальные языки программирования в школьном курсе информатики, языки представления чисел: представление данных в компьютере, системы счисления, школьный минимум содержания по линии представления информации.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Архитектура компьютера. Методические аспекты изучения раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»: представление об

устройстве персонального компьютера и принципах работы его основных блоков, представление об основных компонентах программного обеспечения компьютера. Программирование и алгоритмизация. Методические аспекты изучения раздела «Алгоритмизация и программирование»: методические аспекты представления понятия алгоритма, методические аспекты изучения алгоритмизации на школьных исполнителях, функционирующих «в обстановке» (исполнители Черепашка, Робот), элементы программирования в базовом курсе информатики, методические аспекты изучения алгоритмов работы с величинами,

школьный минимум содержания по линии программирования и алгоритмизации. Моделирование и формализация. Методические аспекты изучения раздела

«Моделирование и формализация»: моделирование знаний в курсе информатики, моделирование и базы данных, электронные таблицы и информационное моделирование, школьный минимум содержания по линии моделирования и формализации, организация моделей и работа с ними, постановка и решение задач с применением разнообразных моделирующих программных средств.

Информационные технологии. Методические аспекты изучения раздела

«Информационные технологии»: сетевые информационные технологии, этапы решения задач на компьютере, электронные таблицы, технология работы с графической информацией, технология работы с текстовой информацией, информационные системы и базы данных.
  1. Диагностика, организация проверки и оценки результатов обучения информатике.


Виды диагностики. Виды и функции контроля (корректирующая, диагностическая и контрольно-учетная, мотивационная, воспитательная и обучающая функции).
Дидактические требования к измерителям. Способы контроля. Нормированный и критериально-ориентированный подходы к оценке результатов обучения. Основные требования к степени подготовки обучающегося. Основные критерии оценки учащихся на занятиях по информатике (качественные характеристики умений и знаний, уровни усвоения). Формы и виды проверки учащихся (итоговая, тематическая, текущая). Применение контролирующих программных средств для оценки и проверки степени подготовки обучающихся. Особенности оценки и проверки результатов обучения в условиях внедрения ФГОС3+.
  1. Учебное занятие главная форма организации обучения информатике в школе: особенности, функции и проектирование.


Характерные функции и признаки занятия. Особенности учебных занятий по информатике. Типы занятий по информатике. Структурные элементы занятия. Современные организационные формы применения компьютера. Триединая цель занятий по информатики. Таксономия учебных достижений и целей. Конечный результат занятий по информатике. Требования к учебным занятиям по информатике. Этапы, виды подготовки и планирования занятия. Содержание и структура конспекта занятия по информатике. Самоанализ и анализ занятия по информатике. Конспект учебного занятия по информатике, его составляющие. Структурные схемы различных типов занятий по информатике. Постановка конкретных и общих целей и задач на занятии по информатике. Основные виды применения персонального компьютера на занятии по информатике.
  1. Методические аспекты применения разнообразных методов и организационных форм обучения на занятиях по информатике в школе.



Реализация методов и организационных форм обучения на занятиях по информатике. Выбор форм и методов обучения. Современные организационные

формы образовательного процесса, применение метода учебных проектов. Методические аспекты организации сетевого взаимодействия в школе. Методические аспекты организации модульного и профильного обучения. Различные технологии обучения. Дидактические возможности реализации личностно-ориентированных технологий обучения в школе. Сочетание индивидуальных и коллективных видов учебной деятельности на занятиях по информатике. Деятельность педагога и обучающегося при применении разнообразных форм и методов обучения на занятиях по информатике. Методические аспекты применения разнообразных организационных форм на старшей ступени образования в школе (телекоммуникационный проект, online лекция, кейс-технология, сетевое взаимодействие и т. д.).
  1. Особенности работы в кабинете информатики.


Главные требования к школьному кабинету информатики. Оборудование кабинета информатики: обслуживание кабинета информатики и его функционирование. Санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Положительные и отрицательные стороны взаимодействия с компьютером. Применение дидактических возможностей технических средств обучения. Требования к школьному кабинету информатики (санитарно-гигиенические, эргономические, технические и другие).
  1. Методика организации самостоятельной и внеклассной работы учащихся.