Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 884
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
-
Образовательные стандарты общего образования и основные документы по информатике.
Главные компоненты и структура стандарта последнего поколения. Функции и назначение образовательного стандарта в общеобразовательной школе (функции гуманизации и социальные функции, критериально-оценочная функция,
образовательный стандарт как способ обеспечения качества образования). Образовательный стандарт и аттестация обучающихся, педагогов, общеобразовательных школ. Различия и особенности стандартов второго и первого поколения. Базовая основа содержания образования школьной информатики. Ориентировочная программа школьной информатики. Главные содержательные линии и модули школьного курса информатики.
-
Содержание начального и базового курса школьной информатики.
Основные задачи курса информатики в школе, обеспечивающие обязательный минимум образовательной подготовки обучающихся в области информатики. Основные характеристики школьного курса информатики в странах США, Европы и СНГ. Различные способы формирования школьного курса информатики. Методические аспекты создания учебников и учебно- методических программ. Дидактический анализ различных учебников по предмету «Основы информатики и вычислительной техники». Дидактический анализ различных учебников по предмету «Информатика». Критерии и методики
оценки качества учебников по информатике в школе. Анализ методических пособий и основных программ по курсу школьной информатики (содержание, особенности и назначение). Главные понятия курса информатики, их развитие и формирование. Методические аспекты преподавания информатики в начальной школе. Методические аспекты преподавания базового курса школьной информатики.
-
Методические аспекты профильного обучения по информатике в школе.
Основные принципы профильной и уровневой дифференциации на старшей ступени обучения по информатике в школе. Профильный и базовый курс по информатике в школе. Научно-исследовательская и проектная деятельность школьников.
-
Методика изучения основных разделов курса информатики.
Информационные процессы. Методические аспекты изучения раздела
«Информация и информационные процессы»: разные подходы к измерению
информации, процесс передачи, хранения и обработки учебной информации. Методические аспекты изучения раздела «Представление информации»: школьный минимум содержания по линии информационных процессов и информации. Место и роль понятия языка программирования в информатике, формальные языки программирования в школьном курсе информатики, языки представления чисел: представление данных в компьютере, системы счисления, школьный минимум содержания по линии представления информации.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Архитектура компьютера. Методические аспекты изучения раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»: представление об
устройстве персонального компьютера и принципах работы его основных блоков, представление об основных компонентах программного обеспечения компьютера. Программирование и алгоритмизация. Методические аспекты изучения раздела «Алгоритмизация и программирование»: методические аспекты представления понятия алгоритма, методические аспекты изучения алгоритмизации на школьных исполнителях, функционирующих «в обстановке» (исполнители Черепашка, Робот), элементы программирования в базовом курсе информатики, методические аспекты изучения алгоритмов работы с величинами,
школьный минимум содержания по линии программирования и алгоритмизации. Моделирование и формализация. Методические аспекты изучения раздела
«Моделирование и формализация»: моделирование знаний в курсе информатики, моделирование и базы данных, электронные таблицы и информационное моделирование, школьный минимум содержания по линии моделирования и формализации, организация моделей и работа с ними, постановка и решение задач с применением разнообразных моделирующих программных средств.
Информационные технологии. Методические аспекты изучения раздела
«Информационные технологии»: сетевые информационные технологии, этапы решения задач на компьютере, электронные таблицы, технология работы с графической информацией, технология работы с текстовой информацией, информационные системы и базы данных.
-
Диагностика, организация проверки и оценки результатов обучения информатике.
Виды диагностики. Виды и функции контроля (корректирующая, диагностическая и контрольно-учетная, мотивационная, воспитательная и обучающая функции).
Дидактические требования к измерителям. Способы контроля. Нормированный и критериально-ориентированный подходы к оценке результатов обучения. Основные требования к степени подготовки обучающегося. Основные критерии оценки учащихся на занятиях по информатике (качественные характеристики умений и знаний, уровни усвоения). Формы и виды проверки учащихся (итоговая, тематическая, текущая). Применение контролирующих программных средств для оценки и проверки степени подготовки обучающихся. Особенности оценки и проверки результатов обучения в условиях внедрения ФГОС3+.
-
Учебное занятие — главная форма организации обучения информатике в школе: особенности, функции и проектирование.
Характерные функции и признаки занятия. Особенности учебных занятий по информатике. Типы занятий по информатике. Структурные элементы занятия. Современные организационные формы применения компьютера. Триединая цель занятий по информатики. Таксономия учебных достижений и целей. Конечный результат занятий по информатике. Требования к учебным занятиям по информатике. Этапы, виды подготовки и планирования занятия. Содержание и структура конспекта занятия по информатике. Самоанализ и анализ занятия по информатике. Конспект учебного занятия по информатике, его составляющие. Структурные схемы различных типов занятий по информатике. Постановка конкретных и общих целей и задач на занятии по информатике. Основные виды применения персонального компьютера на занятии по информатике.
-
Методические аспекты применения разнообразных методов и организационных форм обучения на занятиях по информатике в школе.
Реализация методов и организационных форм обучения на занятиях по информатике. Выбор форм и методов обучения. Современные организационные
формы образовательного процесса, применение метода учебных проектов. Методические аспекты организации сетевого взаимодействия в школе. Методические аспекты организации модульного и профильного обучения. Различные технологии обучения. Дидактические возможности реализации личностно-ориентированных технологий обучения в школе. Сочетание индивидуальных и коллективных видов учебной деятельности на занятиях по информатике. Деятельность педагога и обучающегося при применении разнообразных форм и методов обучения на занятиях по информатике. Методические аспекты применения разнообразных организационных форм на старшей ступени образования в школе (телекоммуникационный проект, online лекция, кейс-технология, сетевое взаимодействие и т. д.).
-
Особенности работы в кабинете информатики.
Главные требования к школьному кабинету информатики. Оборудование кабинета информатики: обслуживание кабинета информатики и его функционирование. Санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Положительные и отрицательные стороны взаимодействия с компьютером. Применение дидактических возможностей технических средств обучения. Требования к школьному кабинету информатики (санитарно-гигиенические, эргономические, технические и другие).
-
Методика организации самостоятельной и внеклассной работы учащихся.