Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 885

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Ступени самостоятельной деятельности и соответствующие типы самостоятельных работ. Виды самостоятельных работ. Организация домашней работы по информатике. Проектная и реферативная деятельность обучающихся. Проектирование внеурочной деятельности учащихся по информатике. Методические аспекты организации факультативных кружков и занятий. Назначение системы учебных задач по информатике. Основные требования к системе задач в курсе информатики. Методические аспекты применения персонального компьютера во внеурочной деятельности учащихся. Задачи и сущность внеклассной работы по информатике. Разработка содержания

внеклассной работы учащихся и ее особенности. Методические аспекты проектирования внеклассного мероприятия, основные виды внеклассных мероприятий по информатике. Применение современных организационных форм для самостоятельной работы обучающихся. Методические аспекты проектирования научно-исследовательской работы обучающихся. Методические аспекты организации учебных конференций.
  1. Компьютерное программное обеспечение по курсу информатики.


Назначение и состав учебного программного обеспечения по курсу информатики (по темам и разделам курса). Педагогические программные средства, их классификация (тренажерные, демонстрационные, учебные инструментальные программные средства, учебные «компьютерные» среды, контролирующие программы и др.). Главные требования к ним. Методические аспекты оценки эффективности программных средств учебного назначения по информатике. Способы экспертизы и анализа для электронных образовательных
ресурсов по информатике. Применение средств мультимедиа, телекоммуникационных технологий в обучении. Методика использования телекоммуникационных технологий в образовательном учреждении.
  1. Организация и мотивация самостоятельной деятельности для непрерывного профессионального самообразования.


Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Педагогическое и психологическое воздействие на мотивы обучающихся с целью активизации познавательной деятельности и самостоятельной работы. Методы, формы и средства формирования познавательной активности и самостоятельности. Основные виды самостоятельной деятельности учащихся по информатике. Организация непрерывного образования по информатике. Методические аспекты организации дополнительного профессионального образования и переподготовки по информатике. Методические аспекты организации самостоятельного повышения квалификации педагогических работников. Развитие личности в условиях самообразования, непрерывное приращение профессионального потенциала, накопление «ресурсов мобильности» для использования в условиях

изменения профессиональной деятельности, способствующие повышению уровня компетентности преподавателя.


Примерные темы курсовых работ.


  1. Применение сервисов Web 2.0, 3.0 в учебном процессе в общеобразовательной школе.

  2. Определение профессиональной готовности учителей к применению современных организационных форм в образовательном процессе.

  3. Методические аспекты использования профильного обучения на занятиях по информатике.

  4. Применение сетевого взаимодействия на занятиях по информатике в старших классах.

  5. Применение метода проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся в младших классах.

  6. Перспективы использования электронных образовательных ресурсов и изданий на базе мультимедийных технологий в образовательном учреждении.

  7. Дидактические возможности применения традиционных форм обучения в образовательном учреждении.

  8. Методические аспекты использования инновационных форм обучения в образовательном учреждении: перспективы и реалии использования на занятиях по информатики.

  9. Дидактические и методические возможности развивающейся информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

  10. Дидактические возможности применения новых организационных форм для внеклассной работы обучающихся по информатике в образовательном учреждении.

  11. Информационная культура и компьютерная грамотность обучающихся.

  12. Методические аспекты создания единого информационно- образовательного пространства школ города, региона, страны.

  13. Анализ требований к созданию и внедрению электронных образовательных ресурсов и изданий в образовательный процесс.

  14. Анализ учебно-методических комплексов школьного курса информатики.

  15. Дидактические возможности межпредметных связей в школьном курсе информатики.

  16. Методические аспекты изучения темы «Базы данных» в школьном курсе информатики.

  17. Гипертекстовые и гипермедиа технологии в создании и использовании образовательных электронных изданий и ресурсов.

  18. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения школьному курсу информатики на основе использования кейс-метода.

  19. Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях по информатике.

  20. Использование дидактических возможностей сети интернет в образовательном учреждении.

  21. Использование занимательных задач на внеклассных мероприятиях по информатике.

  22. Применение смешанного обучения на занятиях по информатике.

  23. Использование возможностей систем искусственного интеллекта при создании электронных образовательных ресурсов и изданий.

  24. Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе.

  25. Методика обучения информатике в старшей школе.



2. «Инновационные организационные формы обучения информатике».


Инновационные процессы в образовании и науке требуют принципиально новых форм и механизмов взаимодействия учителя и ученика. В рабочей программе курса «Инновационные организационные формы обучения информатике» постарались более подробно рассмотреть методические аспекты

внедрения инновационных организационных форм обучения в программу подготовки учителя информатики в педвузе.

В процессе освоения дисциплины «Инновационные организационные формы обучения информатике» студент формирует и демонстрирует компетенции, содержащиеся во ФГОС3+ по направлению подготовки

«Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр».

Место дисциплины. Дисциплину «Инновационные организационные формы обучения информатике» рекомендуем преподавать в 7-8 семестре. Для усвоения основных разделов дисциплины студенты применяют умения, знания и виды деятельности, развитые в процессе изучения:

  • дисциплин психолого-педагогической подготовки: «Педагогика»,

«Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и др.;

  • дисциплин предметной подготовки: «Методика обучения информатике»,

«Теоретические основы информатики», «Программирование» и др.

Целью изучения дисциплины по выбору является:

  • углубление у студентов методических аспектов применения новых организационных форм обучения на основе средств ИКТ в учебном процессе;

  • осуществление осознанного выбора оптимальных организационных форм в учебном процессе, формирование навыков разработки и применения современных образовательных технологий в педагогическом процессе.


Задачами дисциплины являются:

  • познакомить с основами научно-методических и учебно-методических разработок в сфере использования организационных форм в образовательном процессе;

  • обеспечить усвоение студентами современных подходов к проектированию и конструированию образовательного процесса на основе использования инновационных форм обучения;

  • обеспечить овладение студентами навыками самостоятельной работы, развития профессионального мышления и творческих способностей студентов.

В результате изучения дисциплины В3. «Инновационные организационные формы обучения информатике» студент должен: