Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 885
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Ступени самостоятельной деятельности и соответствующие типы самостоятельных работ. Виды самостоятельных работ. Организация домашней работы по информатике. Проектная и реферативная деятельность обучающихся. Проектирование внеурочной деятельности учащихся по информатике. Методические аспекты организации факультативных кружков и занятий. Назначение системы учебных задач по информатике. Основные требования к системе задач в курсе информатики. Методические аспекты применения персонального компьютера во внеурочной деятельности учащихся. Задачи и сущность внеклассной работы по информатике. Разработка содержания
внеклассной работы учащихся и ее особенности. Методические аспекты проектирования внеклассного мероприятия, основные виды внеклассных мероприятий по информатике. Применение современных организационных форм для самостоятельной работы обучающихся. Методические аспекты проектирования научно-исследовательской работы обучающихся. Методические аспекты организации учебных конференций.
-
Компьютерное программное обеспечение по курсу информатики.
Назначение и состав учебного программного обеспечения по курсу информатики (по темам и разделам курса). Педагогические программные средства, их классификация (тренажерные, демонстрационные, учебные инструментальные программные средства, учебные «компьютерные» среды, контролирующие программы и др.). Главные требования к ним. Методические аспекты оценки эффективности программных средств учебного назначения по информатике. Способы экспертизы и анализа для электронных образовательных
ресурсов по информатике. Применение средств мультимедиа, телекоммуникационных технологий в обучении. Методика использования телекоммуникационных технологий в образовательном учреждении.
-
Организация и мотивация самостоятельной деятельности для непрерывного профессионального самообразования.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Педагогическое и психологическое воздействие на мотивы обучающихся с целью активизации познавательной деятельности и самостоятельной работы. Методы, формы и средства формирования познавательной активности и самостоятельности. Основные виды самостоятельной деятельности учащихся по информатике. Организация непрерывного образования по информатике. Методические аспекты организации дополнительного профессионального образования и переподготовки по информатике. Методические аспекты организации самостоятельного повышения квалификации педагогических работников. Развитие личности в условиях самообразования, непрерывное приращение профессионального потенциала, накопление «ресурсов мобильности» для использования в условиях
изменения профессиональной деятельности, способствующие повышению уровня компетентности преподавателя.
Примерные темы курсовых работ.
-
Применение сервисов Web 2.0, 3.0 в учебном процессе в общеобразовательной школе. -
Определение профессиональной готовности учителей к применению современных организационных форм в образовательном процессе. -
Методические аспекты использования профильного обучения на занятиях по информатике. -
Применение сетевого взаимодействия на занятиях по информатике в старших классах. -
Применение метода проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся в младших классах. -
Перспективы использования электронных образовательных ресурсов и изданий на базе мультимедийных технологий в образовательном учреждении. -
Дидактические возможности применения традиционных форм обучения в образовательном учреждении. -
Методические аспекты использования инновационных форм обучения в образовательном учреждении: перспективы и реалии использования на занятиях по информатики. -
Дидактические и методические возможности развивающейся информационно-образовательной среды образовательного учреждения. -
Дидактические возможности применения новых организационных форм для внеклассной работы обучающихся по информатике в образовательном учреждении. -
Информационная культура и компьютерная грамотность обучающихся. -
Методические аспекты создания единого информационно- образовательного пространства школ города, региона, страны. -
Анализ требований к созданию и внедрению электронных образовательных ресурсов и изданий в образовательный процесс. -
Анализ учебно-методических комплексов школьного курса информатики. -
Дидактические возможности межпредметных связей в школьном курсе информатики. -
Методические аспекты изучения темы «Базы данных» в школьном курсе информатики. -
Гипертекстовые и гипермедиа технологии в создании и использовании образовательных электронных изданий и ресурсов. -
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения школьному курсу информатики на основе использования кейс-метода. -
Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях по информатике. -
Использование дидактических возможностей сети интернет в образовательном учреждении. -
Использование занимательных задач на внеклассных мероприятиях по информатике. -
Применение смешанного обучения на занятиях по информатике. -
Использование возможностей систем искусственного интеллекта при создании электронных образовательных ресурсов и изданий. -
Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе. -
Методика обучения информатике в старшей школе.
2. «Инновационные организационные формы обучения информатике».
Инновационные процессы в образовании и науке требуют принципиально новых форм и механизмов взаимодействия учителя и ученика. В рабочей программе курса «Инновационные организационные формы обучения информатике» постарались более подробно рассмотреть методические аспекты
внедрения инновационных организационных форм обучения в программу подготовки учителя информатики в педвузе.
В процессе освоения дисциплины «Инновационные организационные формы обучения информатике» студент формирует и демонстрирует компетенции, содержащиеся во ФГОС3+ по направлению подготовки
«Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр».
Место дисциплины. Дисциплину «Инновационные организационные формы обучения информатике» рекомендуем преподавать в 7-8 семестре. Для усвоения основных разделов дисциплины студенты применяют умения, знания и виды деятельности, развитые в процессе изучения:
-
дисциплин психолого-педагогической подготовки: «Педагогика»,
«Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и др.;
-
дисциплин предметной подготовки: «Методика обучения информатике»,
«Теоретические основы информатики», «Программирование» и др.
Целью изучения дисциплины по выбору является:
-
углубление у студентов методических аспектов применения новых организационных форм обучения на основе средств ИКТ в учебном процессе; -
осуществление осознанного выбора оптимальных организационных форм в учебном процессе, формирование навыков разработки и применения современных образовательных технологий в педагогическом процессе.
Задачами дисциплины являются:
-
познакомить с основами научно-методических и учебно-методических разработок в сфере использования организационных форм в образовательном процессе; -
обеспечить усвоение студентами современных подходов к проектированию и конструированию образовательного процесса на основе использования инновационных форм обучения; -
обеспечить овладение студентами навыками самостоятельной работы, развития профессионального мышления и творческих способностей студентов.
В результате изучения дисциплины В3. «Инновационные организационные формы обучения информатике» студент должен: