Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 851

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

самооценку, ответственность за результаты профессиональной деятельности, самосознание [65].

Под «ИКТ-компетентностью учителя» будем подразумевать способность личности творчески решать вопросы применения средств информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе, как в процессе подготовки к урокам, так и во время занятий и самостоятельной деятельности. Учитель нового типа должен быть организатором педагогического процесса, использовать новые методы, средства и организационные формы в профессиональной деятельности, применять средства информационно-

коммуникационных технологий в образовательном процессе для повышения качества образования и достижения планируемых образовательных результатов.

Н.В. Кузьмина выделяет следующие компоненты профессиональной деятельности учителя:

  • гностический(данный компонент связан с приобретением информации обо всех аспектах психолого-педагогической деятельности);

- проектировочный(данный компонент связан с переформулировкой и формулировкой образовательных целей и задач, составление новых и обновление старых программ и планов обучения и воспитания);

  • конструктивный(данный компонент связан с построением плана планируемого учебного занятия и подготовкой к нему);

  • организаторский(данный компонент связан с деятельностью по воплощению планируемого плана или программы обучения);

  • коммуникативный(данный компонент связан с обеспечением необходимой связи и взаимоотношений между разными участниками образовательного процесса) [82] .


В диссертационном исследовании Т.А. Лавина [83] выделяет следующие компоненты профессиональной деятельности:

  • конструктивный компонент, предполагающий деятельность, связанную с планированием и подготовкой занятий, внеклассных мероприятий в определенных условиях с применением средств современных информационных и коммуникационных технологий, средств автоматизированного информационно- методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • гностический компонент, отражающий деятельность учителя по анализу и изучению возможностей новых информационных технологий и разнообразных видов деятельности обучающего и обучающихся при применении средств новых информационных технологий;

  • проектировочныйкомпонент,предполагающий разработку учебных программных средств, в том числе с использованием различного рода инструментальных программных средств образовательного назначения;

  • организационныйкомпонент,предполагающий деятельность по подготовке средств современных информационных и коммуникационных технологий к работе на разнообразных периодах проведения занятий, в том числе инструктирование обучающихся при работе со средствами новых информационных технологий.

ИКТ-компетентность А.М. Пименова определяет как способность педагога творчески и грамотно применять информационные и коммуникационные технологии в учебной деятельности. Автор выделяет следующие базовые структурные компоненты профессиональной компетентности учителя:

  • информационный;

  • деятельностный;

  • организационный;

  • коммуникационный;

  • аналитический;

  • проективный.

В процессе формирования профессиональной компетентности А.М. Пименова выделяет несколько этапов:

  • базовыйэтап, на данном этапе формируются базовые компетенции, в процессе обучения в общеобразовательной школе обучающиеся получают стержневые знания в различных предметных областях;

  • общий этап, на данном этапе формируются общие компетенции. В рамках данной компетенции на первых курсах обучения студенты педвуза усваивают основы выбранной профессии, приобретают необходимые общепрофессиональные знания, примеряют и знакомятся с известными в науке приемами и методами воспитания и обучения;

  • профессиональный этап, на данном этапе формируются профессиональные компетентности. Студент во время педагогической практики и в дальнейшей профессиональной учебной деятельности, владея передовыми образцами методов и приемов обучения, пытается найти оригинальные способы воспитания и обучения, нестандартные решения, ориентированные на личность каждого


конкретного школьника, когда студентом движет постоянное стремление к творческому поиску, саморазвитию и самосовершенствованию на основе имеющегося багажа научных знаний [182].

Считается, что на современном этапе развития системы образования учитель информатики должен:

  • владеть современными средствами, методами и новыми организационными формами обучения и применять их на практике;

  • обладать развитым информационным и оперативным мышлением (направленным на выбор необходимой информации в данной проблемной ситуации и принятие оптимальных решений для ее разрешения);

  • обладать навыками жизни в информационном обществе;

  • видеть ученика в образовательном процессе и уметь координировать его учебную деятельность;

  • строить образовательный процесс по предмету «Информатика и ИКТ»;

  • устанавливать взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;

  • создавать и использовать информационно-образовательную среду;

  • осуществлять и проектировать профессиональное самообразование.

Различные аспекты соответствия подготовки учителей информатики современным требованиям рассматривались в работах С.А. Бешенкова, Т.А. Бороненко, Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, Т.В. Добудько, С.А. Жданова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика [84, 85], А.В. Могилева, А.М. Пименовой, А.Л. Семенова, Н.В. Софроновой, М.А. Сурхаева, М.В. Швецкого и других исследователей.

Обобщая данные исследования, необходимо помимо приведенных в используемом в настоящее
время стандарте требований, включить следующие умения, способствующие развитию методической подготовки учителя информатики в области использования дидактических возможностей инновационных организационных форм, которые являются главнейшим условием

его благополучной профессиональной деятельности в развивающейся информационно-образовательной среде:

  • использоватьсетевоевзаимодействиедля обмена передовым педагогическим опытом педагога с педагогом, педагога с учеником, ученика с учеником и для общения с родителями;

  • самосовершенствоватьсяв области разработки и использования новых организационных форм обучения в образовательной деятельности;

  • использовать возможности современных организационных форм на базе средств ИКТ при групповом и индивидуальном обучении;

  • оценивать,анализировать,находитьиэффективноприменитьинформацию в учебной деятельности, а также разрабатывать информационныересурсы, используя новые организационные формы;

  • определятьвозможныеисточникиинформациии стратегию поиска информации, передавать и получать информацию; уметь оценивать полученную информацию и анализировать ее;

  • конструироватьобразовательнуюдеятельность, знать различные образовательные траектории, реализовывать основные функции педагогического управления, обеспечивать использование в образовательной деятельности современных информационных технологий;

  • планироватьинформационно-образовательнуюсреду(школы,региона),направленную на современные образовательные результаты: анализировать цели и задачи обучения, подбирать виды учебной деятельности и учебные задачи; уметь организовать учебный процесс с учетом возможностей современных организационных форм на базе средств ИКТ;

  • осуществлятьуправлениеидиагностикуобразовательнымпроцессом; применять потенциал информационных технологий, недоступных в традиционном учебном процессе; реализовать дистанционное, профильное, модульное, домашнее обучение; организовать и сопровождать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с использованием новых организационных форм обучения;

  • применять и создавать тестирующие, психолого-педагогические, диагностирующие методики оценки и контроля уровня знаний учащихся с использованием информационных и коммуникационных технологий, их продвижение в обучении, в том числе с помощью новых организационных форм;

  • организовать разные формы образовательной деятельности (урочный, внеурочный, самостоятельный, воспитательный) в единый образовательный процесс.


Необходимо констатировать, что новые ИКТ-компетенции учителя информатики, будут способствовать не только и не столько овладению им навыками оперирования средствами информационных и коммуникационных технологий, сколько формированию опыта использования средств ИКТ в своей педагогической деятельности как эффективного средства, необходимого для становления и развития обновляющейся информационно-образовательной среды, ориентированной на достижение запланированных образовательных результатов.

Исходя из проведенного анализа ИКТ-компетентности учителя информатики, а также проведенного в первой главе анализа необходимости изменений в компонентах профессиональной деятельности в условиях использования новых организационных форм, предлагается развить представление о компонентах профессиональной деятельности учителя информатики в области применения дидактических возможностей инновационных организационных форм в учебном процессе в формирующейся информационно-образовательной среде [107, 124, 205, 222]. Будущий учитель информатики должен обладать следующими умениями, знаниями и навыками в области использования новых организационных форм по следующим компонентам профессиональной деятельности: