Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 851
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Под «ИКТ-компетентностью учителя» будем подразумевать способность личности творчески решать вопросы применения средств информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе, как в процессе подготовки к урокам, так и во время занятий и самостоятельной деятельности. Учитель нового типа должен быть организатором педагогического процесса, использовать новые методы, средства и организационные формы в профессиональной деятельности, применять средства информационно-
коммуникационных технологий в образовательном процессе для повышения качества образования и достижения планируемых образовательных результатов.
Н.В. Кузьмина выделяет следующие компоненты профессиональной деятельности учителя:
-
гностический(данный компонент связан с приобретением информации обо всех аспектах психолого-педагогической деятельности);
- проектировочный(данный компонент связан с переформулировкой и формулировкой образовательных целей и задач, составление новых и обновление старых программ и планов обучения и воспитания);
-
конструктивный(данный компонент связан с построением плана планируемого учебного занятия и подготовкой к нему); -
организаторский(данный компонент связан с деятельностью по воплощению планируемого плана или программы обучения); -
коммуникативный(данный компонент связан с обеспечением необходимой связи и взаимоотношений между разными участниками образовательного процесса) [82] .
В диссертационном исследовании Т.А. Лавина [83] выделяет следующие компоненты профессиональной деятельности:
-
конструктивный компонент, предполагающий деятельность, связанную с планированием и подготовкой занятий, внеклассных мероприятий в определенных условиях с применением средств современных информационных и коммуникационных технологий, средств автоматизированного информационно- методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; -
гностический компонент, отражающий деятельность учителя по анализу и изучению возможностей новых информационных технологий и разнообразных видов деятельности обучающего и обучающихся при применении средств новых информационных технологий; -
проектировочныйкомпонент,предполагающий разработку учебных программных средств, в том числе с использованием различного рода инструментальных программных средств образовательного назначения; -
организационныйкомпонент,предполагающий деятельность по подготовке средств современных информационных и коммуникационных технологий к работе на разнообразных периодах проведения занятий, в том числе инструктирование обучающихся при работе со средствами новых информационных технологий.
ИКТ-компетентность А.М. Пименова определяет как способность педагога творчески и грамотно применять информационные и коммуникационные технологии в учебной деятельности. Автор выделяет следующие базовые структурные компоненты профессиональной компетентности учителя:
-
информационный; -
деятельностный; -
организационный; -
коммуникационный; -
аналитический; -
проективный.
В процессе формирования профессиональной компетентности А.М. Пименова выделяет несколько этапов:
-
базовыйэтап, на данном этапе формируются базовые компетенции, в процессе обучения в общеобразовательной школе обучающиеся получают стержневые знания в различных предметных областях; -
общий этап, на данном этапе формируются общие компетенции. В рамках данной компетенции на первых курсах обучения студенты педвуза усваивают основы выбранной профессии, приобретают необходимые общепрофессиональные знания, примеряют и знакомятся с известными в науке приемами и методами воспитания и обучения; -
профессиональный этап, на данном этапе формируются профессиональные компетентности. Студент во время педагогической практики и в дальнейшей профессиональной учебной деятельности, владея передовыми образцами методов и приемов обучения, пытается найти оригинальные способы воспитания и обучения, нестандартные решения, ориентированные на личность каждого
конкретного школьника, когда студентом движет постоянное стремление к творческому поиску, саморазвитию и самосовершенствованию на основе имеющегося багажа научных знаний [182].
Считается, что на современном этапе развития системы образования учитель информатики должен:
-
владеть современными средствами, методами и новыми организационными формами обучения и применять их на практике; -
обладать развитым информационным и оперативным мышлением (направленным на выбор необходимой информации в данной проблемной ситуации и принятие оптимальных решений для ее разрешения); -
обладать навыками жизни в информационном обществе; -
видеть ученика в образовательном процессе и уметь координировать его учебную деятельность; -
строить образовательный процесс по предмету «Информатика и ИКТ»; -
устанавливать взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; -
создавать и использовать информационно-образовательную среду; -
осуществлять и проектировать профессиональное самообразование.
Различные аспекты соответствия подготовки учителей информатики современным требованиям рассматривались в работах С.А. Бешенкова, Т.А. Бороненко, Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, Т.В. Добудько, С.А. Жданова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика [84, 85], А.В. Могилева, А.М. Пименовой, А.Л. Семенова, Н.В. Софроновой, М.А. Сурхаева, М.В. Швецкого и других исследователей.
Обобщая данные исследования, необходимо помимо приведенных в используемом в настоящее
время стандарте требований, включить следующие умения, способствующие развитию методической подготовки учителя информатики в области использования дидактических возможностей инновационных организационных форм, которые являются главнейшим условием
его благополучной профессиональной деятельности в развивающейся информационно-образовательной среде:
-
использоватьсетевоевзаимодействиедля обмена передовым педагогическим опытом педагога с педагогом, педагога с учеником, ученика с учеником и для общения с родителями; -
самосовершенствоватьсяв области разработки и использования новых организационных форм обучения в образовательной деятельности; -
использовать возможности современных организационных форм на базе средств ИКТ при групповом и индивидуальном обучении; -
оценивать,анализировать,находитьиэффективноприменитьинформацию в учебной деятельности, а также разрабатывать информационныересурсы, используя новые организационные формы; -
определятьвозможныеисточникиинформациии стратегию поиска информации, передавать и получать информацию; уметь оценивать полученную информацию и анализировать ее; -
конструироватьобразовательнуюдеятельность, знать различные образовательные траектории, реализовывать основные функции педагогического управления, обеспечивать использование в образовательной деятельности современных информационных технологий; -
планироватьинформационно-образовательнуюсреду(школы,региона),направленную на современные образовательные результаты: анализировать цели и задачи обучения, подбирать виды учебной деятельности и учебные задачи; уметь организовать учебный процесс с учетом возможностей современных организационных форм на базе средств ИКТ; -
осуществлятьуправлениеидиагностикуобразовательнымпроцессом; применять потенциал информационных технологий, недоступных в традиционном учебном процессе; реализовать дистанционное, профильное, модульное, домашнее обучение; организовать и сопровождать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с использованием новых организационных форм обучения; -
применять и создавать тестирующие, психолого-педагогические, диагностирующие методики оценки и контроля уровня знаний учащихся с использованием информационных и коммуникационных технологий, их продвижение в обучении, в том числе с помощью новых организационных форм; -
организовать разные формы образовательной деятельности (урочный, внеурочный, самостоятельный, воспитательный) в единый образовательный процесс.
Необходимо констатировать, что новые ИКТ-компетенции учителя информатики, будут способствовать не только и не столько овладению им навыками оперирования средствами информационных и коммуникационных технологий, сколько формированию опыта использования средств ИКТ в своей педагогической деятельности как эффективного средства, необходимого для становления и развития обновляющейся информационно-образовательной среды, ориентированной на достижение запланированных образовательных результатов.
Исходя из проведенного анализа ИКТ-компетентности учителя информатики, а также проведенного в первой главе анализа необходимости изменений в компонентах профессиональной деятельности в условиях использования новых организационных форм, предлагается развить представление о компонентах профессиональной деятельности учителя информатики в области применения дидактических возможностей инновационных организационных форм в учебном процессе в формирующейся информационно-образовательной среде [107, 124, 205, 222]. Будущий учитель информатики должен обладать следующими умениями, знаниями и навыками в области использования новых организационных форм по следующим компонентам профессиональной деятельности: