Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 867
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
«Информатика» разных вузов [34, 59, 95, 170, 171].
Изучались: технологические возможности проведения сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, телеконференций и других современных организационных форм обучения в выбранных университетах, принципы проектирования информационно-образовательной среды вуза, место и роль современных организационных форм в информационно-образовательной среде вуза.
На этом этапе осуществлялась диагностика уровня овладения студентами педвузов основных разделов дисциплины «Методика обучения информатике». Целью этапа педагогического эксперимента являлось определение начального уровня знаний студентов. Для выявления уровня овладения основных разделов курса «Методика преподавания информатики» были разработаны тесты с разным уровнем сложности, которые охватывали все разделы данной дисциплины. Каждый студент должен был решить группу задач в тестовой форме. Всего 46
тестовых заданий. Тестов первого уровня сложности было 14, второго уровня - 11, третьего - 16 и четвертого - 4.
В тесты первого уровня сложности включались задания, требующие выполнения деятельности по узнаванию, т.е. задания на опознание, различия и
классификацию.
Приведем примеры тестов данного уровня.
Задание 1. К компонентам профессиональной деятельности учителя информатики относятся (нужное подчеркнуть):
-
информационный; -
деятельностный; -
проектировочный; -
сообщающий; -
объединяющий; -
экспертный.
Задание 2. К функциям образовательного стандарта в школе относятся (нужное подчеркнуть):
-
социальные функции, -
критериально-рейтинговая функция, -
личностно-развивающая, -
демократизации процесса обучения,
-стандарт как средство обеспечения эффективного образования.
В тесты второго уровня сложности включались типовые задания по методике преподавания информатике.
Задание 1. Педагогической функцией школьной информатики является
. Предполагаемые верные ответы студента: развитие мышления и способностей учащихся, развития научного мировоззрения, социализация школьников, подготовка их к труду и жизни в информационном обществе, к продолжению образования.
Для третьего уровня сложности разрабатывались специальные задания на освоение основных разделов дисциплины «Методика обучения информатике» в
педвузе. При этом освоенные умения, знания, навыки, способы решения стандартных образовательных задач переносятся на конкретные учебные задачи.
Задание 1. Приведите основные этапы планирования телекоммуникационного образовательного проекта для лабораторной работы по теме «Методика обучения информатике».
Для четвертого уровня сложности разрабатывались творческие задания на освоение основных разделов дисциплины «Методика обучения информатике», то есть задачи, содержащие учебную проблему, решение которой должен найти
студент.
Задание 1. Описать методику применения возможностей сетевого взаимодействия преподавателей, например возможности сетевого образовательного сообщества «http://pedsovet.org».
Задание 2. Описать основные проблемы и недостатки применения сетевых образовательных сообществ в образовательном процессе.
За каждый правильный ответ на тест первого уровня сложности студент получал один балл, за второй - два балла, за третий - три балла и за четвертый - четыре балла. В целом студент мог получить 100 баллов (100=14*1+11*2+16*3+4*4). Студент считался сдавшим тестирование по курсу
«Методика обучения информатике», если в сумме набрал 51 и более баллов.
Проведенный эксперимент показал, что из 250 студентов, отобранных для эксперимента, 218 студентов прошли тестирование, а 32 студента получили меньше 51 балла. Из 218 студентов для следующего этапа были отобраны лучшие студенты и разбиты на две группы (контрольная – «К» и экспериментальная –
«Э») с приблизительно одинаковым суммарным количеством баллов в каждой группе.
Второйэтап – (2010-2014 гг.). Целью второго этапа педагогического эксперимента являлась проверка эффективности разработанного курса
«Инновационные организационные формы обучения информатике». На данном этапе эксперимента студенты испытуемой группы после изучения основных курсов методической подготовки обучались по дисциплине «Инновационные
организационные формы обучения информатике». Студенты контрольной группы обучались по традиционной методике в соответствии с ФГОС ВО. Результаты подготовки в контрольной и экспериментальной группах оценивались с помощью анкетирования и тестирования по разделам, которые присутствуют и в ФГОС ВО,
и в разработанном содержании подготовки студентов педвузов в области совершенствования организационных форм обучения.
Анкетирование студентов проводилось в двух группах (контрольная и экспериментальная), то есть было проведено сравнение уровня сформированности знаний, умений и навыков в области использования организационных форм обучения в образовательной деятельности в экспериментальной и контрольной группах. В анкету включены вопросы (см. приложение 1), позволяющие выявить знания у студентов в области применения современных организационных форм обучения в образовательном процессе.
Анализ данных анкетирования позволяет определить с позиции студентов качественный уровень сформированности знаний, умений и навыков в области использования организационных форм обучения в образовательной деятельности, которые необходимы для работы в развивающейся информационно- образовательной среде. Для определения уровня владения знаний, умений и навыков в области применения организационных форм обучения в образовательной деятельности будущего учителя информатики определяющего реальное количество баллов набранных участниками эксперимента, применяли реализованный уровень. Введем обозначения:
К - коэффициент сформированности знаний, умений и навыков в области применения организационных форм обучения в образовательной деятельности будущего учителя информатики;
nэ- эталонный уровень деятельности, то есть максимально возможное число баллов, когда степень профессиональной деятельности достигла эталонного уровня по тому или иному знанию
, умению и навыку, nэi– эталонный уровень подготовки студента по i-му направлению;
nр- реализованный уровень подготовки обучающегося представляет собой реальный результат профессиональной деятельности равный сумме баллов, набранных обучающимися в результате анкетирования, отражающий уровень деятельности по тому или иному знанию, умению и навыку, nрi– реализованный уровень подготовки студента по i-му направлению.
j
Тогда
nэ nэi;
j
i1
np npi,
i1
где j - число направлений подготовки.
Отношение
K np,
n
p
э
определяется, как реализованный коэффициент уровня
владения соответствующими видами деятельности по каждому знанию, умению и навыку в области использования организационных форм обучения в образовательной деятельности. Каждому элементу умений установлен числовой показатель, соответствующий вариантам ответов, приведенных в анкете: не владею – «0»; владею – «1».
Для определения
nэ,
следует предположить, что некоторый студент во всех
строках получил максимально возможное число, что будет соответствовать такому состоянию, когда степень его методической подготовки достигла эталонного уровня по данному методическому уровню.
j
От индивидуального коэффициента К,определенного по каждому методическому умению для некоторого студента, необходимо перейти к таковому для контрольной и экспериментальной группы.
np
j
Kобs1 .
nэ
s1
В количественном отношении цель методической подготовки выражается в приближении коэффициента К к единице по всему блоку методических знаний, умений и навыков, характеризующих готовность к использованию