Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 706

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

требования, например, такие как:

  • умение организовать учебный процесс в условиях распределенного времени;

  • быть готовым к очень насыщенному взаимообмену учебной информацией по каналам "учитель ученик", "ученик –ученик" и "учитель учитель";

  • владение определенной психолого-педагогической устойчивостью и умение находить общий язык с виртуальными учащимися, когда педагог не видит своих учащихся в процессе обучения;

  • умение своевременно организовать и работать с сетевыми телекоммуникационными образовательными ресурсами, технологиями разработки сетевых учебных курсов и мультимедийных образовательных ресурсов;

  • быть способным заблаговременно подготовить все необходимые компоненты сетевого учебного курса, а также умение разработать структурированный календарь событий для прохождения учебного курса и всех видов учебно-методической отчетности;

  • способность поощрения и стимулирования совместной работы обучающихся при выполнении поставленных учебных задач с помощью сетевых технологий;

  • способность информирования обучающихся об их текущих результатах контрольных заданий и тестов с использованием сетевых технологий;

  • быть способным своевременно совершенствовать содержание сетевого учебного курса.

Среди ресурсоемких сетевых сервисов следует отметить Online-вещание, пакетную доставку и аудио-видеоконференцсвязь [108, 137, 142, 203].

Видеоконференции. Видеоконференция является современной технологией, которая позволяет обучающемуся в режиме online получать видео и аудио информацию, а также позволяет транслировать видеоконференции и выступления, разнообразные электронные документы (таблицы, видеоматериалы,
текст, компьютерную анимацию, графики).

Однако, для осуществления видеотрансляции необходима студия видеозаписи, которая помимо микширующего и записывающего оборудования должна иметь кодирующее устройство, предназначенное для преобразования входящего аналогового сигнала в цифровой поток. Таким образом, получается, что потоковое видео передается через спутниковые и наземные линии телекоммуникаций.

Видеоконференция не заменит личного общения, однако, она позволяет добиться качественного уровня общения участников образовательного процесса. Как показывают исследования последних лет, при телефонном общении передается только одна десятая часть транслируемой информации по видеоконференции. А возможность наблюдать за мимикой и жестикуляцией выступающего увеличивает коэффициент полезного восприятия учебной информации до 60%. Но несмотря на все положительные моменты использования видеоконференций в образовательном процессе, есть некоторые недостатки, например, отсутствие обратной связи между учеником и учителем, что не позволяет последнему реагировать на реакцию обучающегося и оперативно отвечать на его вопросы. Обратную связь с учеником можно организовать с помощью: телеконференции, видеоконференции и электронной почты. Данные сервисы позволяют более эффективно применять в образовательном процессе

традиционные формы обучения, такие как семинары, лекции и контрольные мероприятия. При трансляции видеоконференции так же, как и при очном
обучении, учащиеся видят действия учителя, а учитель реакцию учащихся.

Эффективность сетевого взаимодействия образовательных учреждений в расширяющейся информационно-образовательной среде зависит от информационно-коммуникационной инфраструктуры региона. Решение проблем развития единого информационно-образовательного пространства региона возможно лишь при достижении некоторого уровня информатизации системы образования. В Российской Федерации накоплен огромный опыт в построении интегрированных образовательных систем для сетевого взаимодействия в реализации совместных образовательных программ [6].

В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений обучение участников учебного процесса некоторого общеобразовательного учреждения осуществляется за счет организованного и целенаправленного использования и привлечения технических и образовательных ресурсов других образовательных учреждений. Так, например, около 12 вузов, расположенных в различных федеральных округах России от Владивостока до Санкт-Петербурга, объединились в 2009 году на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики в единый Совет Национального научно- образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов сервиса. Вузы сервиса, в которых обучаются более 165 тысяч студентов и работает около 7 тысяч преподавателей, объединившись в Консорциум, в числе первых в России решили использовать преимущества сетевого взаимодействия. В рамках Консорциума обозначено около 30 направлений сотрудничества – от разработки и реализации инновационных проектов до организации мобильности студентов и преподавателей, объединенных ГАК, электронных
библиотек и т.п.

Вместе с тем, анализ существующего положения показывает, что наряду с прогрессом в техническом оснащении образовательных учреждений компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, наблюдается явное

отставание в обновлении учебно-методического и технологического обеспечения образовательных программ.

В деятельности современного педагога особое место занимает умение организовать сетевое сообщество, то есть использовать возможности сервисов Web 1.0, 2.0, 3.0, 4.0. в своей профессиональной деятельности. Востребованность сервиса WWW стала неплохим стимулом для самосовершенствования web- ориентированных концепций и технологий в образовании, повышающих потенциал участников образовательного процесса. Повсеместное использование этих технологий стало причиной эффективных изменений технологий www, т.е. изменение «версии» Web. Для выявления различных особенностей Web- технологий необходимо провести сравнительный анализ существующих версий - Web 1.0, 2.0, 3.0, 4.0.

Многие исследователи считают Web 1.0 «тот Web, который был до Web 2.0». Австралийский исследователь Терри Флю отличие между сервисами Web 1.0 и Web 2.0 описывает следующим образом: «развитие от персональных страниц до блогов и блог - агрегаторов, от простой публикации материалов до участия и обсуждения, от контента сайта, как результата больших инвестиций к интерактивному процессу накопления информации, и от систем управления контентом до систем, основанных на ссылочных тегах» [253]. Автор полагает, что как раз эти факторы сформировали важнейшие изменения в тенденциях, которые привели к началу всеобщего увлечения Web 2.0.

Что понимается под термином Web 2.0? В отечественной и зарубежной педагогической литературе нет четкого ответа на этот вопрос. Один из главных
идеологов Web 2.0 Тим О’Райли дает следующее его определение: «методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» [255]. По мнению Т. О’Рейли,

«Web 2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, гравитационное ядро, представляющее из себя свод правил и решений и связанная с ним система сайтов, каждый из которых придерживается этих правил в разной степени в зависимости от удаленности или приближенности к ядру» [255]. Принцип

привлеченияпользователейк наполнению и неоднократной выверке выкладываемого информационного материала, является главной особенностью Web 2.0. Отсюда можно сделать вывод, что термин Web 2.0 означает проекты и сервисы, непосредственно формируемые и совершенствуемые самими пользователями, например блоги, wiki, социальные сети и т. д.

Применение технологий Web 2.0 в образовательном процессе школы, по мнению Ю.В. Шишковской, обладает большой возможностью в области решения таких педагогических задач, как нелинейная подача информации, увеличение ответственности и самостоятельности учащихся, а также рост уровня мотивации к данному предмету. На современном этапе развития системы образования применение технологий последнего поколения играет решающую роль за счет таких характеристик Web 2.0, как доступность, интерактивность, социальность и креативность [245].

С использованием технологией Web 2.0, новый «контент» создается миллионами пользователей. При этом взаимодействие между пользователями происходит не в форме прямого обмена информацией