Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 698

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

форма обучения в школе или очная форма в ВУЗе более чем проблематична, даже если обучающийся живет в крупном городе. Решить эту проблему можно созданием специальных федеральных программ целевого финансирования, так как стоимость получения дистанционного образования (в школе или в вузе) в настоящее время весьма высока [29, 34]. Интерес к дистанционному образованию прослеживается не только со стороны желающих обучаться, но и со стороны учебных заведений. Учебные заведения могут с помощью дистанционных форм обучения повысить квалификацию учителей, например, в рамках дополнительного профессионального образования, не отрываясь от основной учебной деятельности. Особенно это актуально в условиях стремительно меняющихся средств ИКТ.

Огромное преимущество дистанционного обучения - это то, что оно решает одну из самых острых проблем образования, это проблема с учебными площадями. Разумеется, можно проводить обучение в очной форме, арендуя дополнительные аудитории, однако по стоимости эта аренда намного превышает стоимость расходов на вычислительную технику для обслуживания дистанционной формы обучения. Расходы будут только на этапе организации дистанционных программ обучения. После отладки процесса дистанционного обучения и методики контроля за обучающимися, фактически нет абсолютно никакой разницы между количеством обучающихся по этим методикам, их может быть 100 или 1000. На современном этапе развития системы образования количество учащихся по дистанционной форме, намного превышает количество
учащихся по очной форме. Так, например, только в центре компьютерного обучения "Специалист" (http://www.specialist.ru/elearning/) при МГТУ имени Н.Э. Баумана и Bauman Computer Training Company, Inc. (США) в начале 2000 годов, за 2 года, прошли обучение более 15000 обучающихся в режиме дистанционного обучения. Уже созданы университеты, предоставляющие обучение на основе дистанционной формы, например, Московский институт открытого образования (http://mioo.ru/), центр дистанционного образования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (http://cis.rudn.ru/doc/1268) и многие другие. На сайтах этих университетов можно ознакомиться с учебно-методическими и практическими материалами применяемыми в современном дистанционном образовании.

Рассмотрим программное обеспечение для дистанционного обучения, разработанное ведущими мировыми компаниями в области IT-технологий. Из профессиональных разработок программного обеспечения для решения задач дистанционного обучения это STELLUS (http://old.stel.ru/do/about/) - полнофункциональное, построенное на web-технологии, программное обеспечение, построенное по модульному принципу, для поддержания открытого образования. Данное программное обеспечение достаточно легко встраивается в образовательный процесс института, университета, колледжа, академии или

общеобразовательной школы. STELLUS предоставляет нужный инструментарий для организации дистанционных образовательных курсов, электронных учебных пособий и тестовых заданий. При использовании STELLUS обучающиеся будут
иметь доступ к учебным курсам, выложенным в сети Интернет, применяя любой web-браузер. Также, что немаловажно, с помощью данного программного обеспечения можно управлять непосредственно образовательным процессом, например, обеспечивать процедуру приема экзаменов и тестов в полуавтоматическом и автоматическом режиме, планировать учебную нагрузку.

На основе анализа высокого дидактического потенциала дистанционного обучения Т.А. Соловьева выделяет следующие деятельностные функции дистанционного обучения, каждая из которых по мнению автора соответствует одному из способов деятельности в процессе обучения:

  • исследовательская организация разнообразных совместных научно- исследовательских работ обучающихся, учителей, научных работников образовательных учреждений и др.;

  • консультативная динамическое обеспечение консультативной педагогической помощи обширному кругу учащихся;

  • оперативная – своевременный обмен идеями, планами, информацией по данной теме;

  • коммуникативная развитие у учащихся и педагогов культуры и коммуникативных навыков общения;

  • информационная формирование умения получать информацию из различных источников, а также, с помощью использования современных информационных технологий, хранить, передавать и обрабатывать ее;

  • развивающая – способствование гуманитарному, культурному развитию обучающихся на основе приобщения к информации разнообразного вида.

Анализируя функции традиционного и дистанционного обучения, автор приходит к выводу о целесообразности организации смешанного обучения, то есть
сочетания очного обучения с дистанционными образовательными технологиями [214].

Однако, эта форма обучения (дистанционная) не нашла должного применения в общеобразовательных школах на занятиях по информатике и в педагогических вузах России, что снижает эффективность учебного процесса в школе, где нужны высококвалифицированные специалисты, обладающие навыками работы с современными информационными и коммуникационными технологиями для передачи передового педагогического опыта, учебно- методическими разработками, проведения мастер-классов по конкретной теме учебного процесса, проведения занятий в режиме реального времени, проведения видеоконференций, применения кейс-технологии в образовательном процессе в школе и т.д. [98, 102, 132].

Телекоммуникационныйпроект. Особое место в образовательной деятельности современной школы занимают телекоммуникационные проекты. Телекоммуникационный проект является одним из направлений развития метода проектов в условиях использования средств ИКТ в образовательном процессе. Из психолого-педагогической литературы известно, что метод проектов является комплексным обучающим методом, позволяющим индивидуализировать образовательный процесс; учащемуся проявить самостоятельность в контроле, организации и планировании личной учебной деятельности; учащемуся проявить творческие навыки при выполнении учебных заданий и упражнений.

А.Г. Асмолов, отмечая важнейшие тенденции в современном российском образовании, замечает: «сегодня все большее признание получает положение о
том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанным подходом здесь выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на решение проблем; проектные формы организации обучения» [54].

Образовательный проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Основной характеристикой проектирования

образовательного проекта является отличие того, что в результате получается, и того, что производится. Производимый образовательный «продукт», по мнению К.Н. Поливановой, не является самоцелью. Этот продукт нужно анализировать в более широком контексте. Особенность образовательного проекта в том, что при его выполнении не задается некий порядок действий, школьники сами подбирают весь набор нужных им действий, материалов и средств, с помощью которых собираются достичь необходимых результатов. Проектная деятельность учащихся является совместная творческая, игровая или учебно-познавательная деятельность учащихся, обладающая общими целями, скоординированными способами и методами учебной деятельности, направленная на достижение всеобщего результата образовательной деятельности [186].

В педагогической литературе различаются различные классификации образовательных проектов. Так, Е.С. Полат классифицирует образовательные проекты в соответствии