Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 695

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

, а в форме совместного создания сетевого образовательного ресурса. Создание новых сетевых образовательных ресурсов приводит не только к тому, что можно решать новые образовательные задачи, но и к тому, что меняется мировоззрение обучающегося, которое позволяет им видеть мир с новой точки зрения. Сегодня ведущие WWW- консорциумы, веб-эксперты разрабатывают Web 3.0 – современную альтернативу технологии Web 2.0, являющуюся следствием качественных изменений во Всемирной паутине. Идея технологии Web 3.0 заключается в том, что пользователь, который раньше самостоятельно формировал контент, отныне создает контент коллективно, и создателями контента помимо рядовых пользователей являются эксперты в данных направлениях деятельности, при этом статус участника контента может быть трансформирован на экспертный, как может быть трансформирована и форма взаимодействия создателя контента и портала [136].

В данном исследовании под термином Web 2.0 будет пониматься работу, направленную на использование сервисов второго поколения для коллективного создания информационных и образовательных продуктов, при этом состав участников коллективной работы не ограничен во времени и пространстве [162]. Любой участник коллектива должен получить возможность вносить изменения в содержимое Web-сайтов, добавлять свои разработки, а также оставлять комментарии на сайте по интересующему вопросу. В условиях роста коллективной активности пользователей, меняется структура Интернета. Т. О’Рейли выделяет, в качестве ядра Web 2.0, «использование коллективного разума» [255], которое употребляется в сервисах «Википедия» и «Фолксономия» [218].

Можно выделить несколько направлений использования
блогов и технологии Вики-Вики в образовании:

  1. Редактирование, аннотирование и публикация научных и учебно- методических материалов.

  2. Ресурс для научных дискуссий (место для организации различных научных форумов).

  3. Потенциал для консультаций между различными субъектами образовательного процесса (ученик ученик, ученик учитель, учитель учитель).

  4. Технологии для использования различным форм дистанционного обучения.

  5. Совместная работа над учебным проектом школьников различных регионов и школ.

  6. Внеурочное общение между школьниками, учителями и обществом, учителями и школьниками, между школьниками и педагогическим сообществом.

  7. Совместная работа над цифровыми учебными материалами.

  8. Мониторинг самостоятельной (внеаудиторной) работы школьников.

  9. Площадка для осуществления сетевой исследовательской деятельности школьников.

Самыми известными сайтами, организованными по технологии Вики-Вики, являются Википедия и Летописи.ру.

Web 3.0 – это исключительно новейший подход к обработке информации, представленной в Интернете, который характеризуется размещением контента программами (machines) и пользователями во взаимодействии друг с другом с целью дополнения работы друг друга. Типичный пример сервиса Web 3.0 YouTube. По мнению исследователя и разработчика сетевых сервисов, в том числе социальных сетей, руководителя Лаборатории информатики LIP6 Марсело Диаса де Аморима, Web 3.0 предполагает создание гибкого, оптимизируемого, надежного и при этом дружественного по отношению к пользователям набора стандартов и технологий, которые позволили бы всякому пользователю
, где бы он ни находился, идентифицировать всякое находящееся поблизости от него устройство и создать сеть с ним [251].

Обращение к современным подходам и технологиям, опирающимся на сервисы Web 2.0 и 3.0, позволяет оптимизировать учебный процесс. На первом этапе можно создавать небольшие по размеру учебные проекты (модули), на создание которых достаточно от одной до пяти минут. За это время обучающимися должен быть предоставлен учителю хорошо спроектированный учебный контент, направленный на освещение одной концепции или решение одной задачи, проиллюстрированный конкретными примерами. Из совокупности таких модулей можно создавать полную рабочую учебную программу, а ее автономные компоненты должны быть в свободном доступе, так, чтобы обучающиеся в любое свободное время могли самостоятельно обратиться к нужному контенту и из небольших модулей сформировать, под руководством учителя, индивидуальный образовательный маршрут, отвечающий современным образовательным задачам.

Использование блогов позволяет обучающимся общаться на самые разные темы (обсуждение контрольных работ, совместное выполнение домашних заданий и т. д.), а также содействует их различным инициативам. Многие преподаватели используют блоги для дополнительного обсуждения отдельных

вопросов и заданий изучаемого курса, которое стимулирует обучающегося на самостоятельный анализ полученной учебной информации. В таких блогах преподаватели также дают ссылки на дополнительные учебные материалы, литературу и ресурсы
по изучаемой теме.

Сайты созданные по технологии вики-вики, где информация пополняется несколькими пользователями независимо друг от друга, могут быть использованы в качестве средства накопления знаний по конкретной учебной теме.

Блоги, сайты по технологии вики-вики и т. п. создают информационно- образовательную среду обучающегося, причем эта среда создается с точки зрения интересов самого обучающегося. Кроме того, эти инструменты позволяют учащемуся сформировать индивидуальное портфолио достижений в учебной и научной деятельности, представляя эти достижения в электронном виде во Все- мирной паутине для коллективного обсуждения сообществом одноклассников и учителей.

В общеобразовательной школе среда, созданная на основе использования технологий Web 1.0, 2.0, 3.0, не заменит базовый учебный процесс, однако, без сомнения, может стать существенным его дополнением. Необходимо отметить, что технологии Web 2.0 предоставляют возможности не только для приобретения, но и для организации образовательного контента, в том числе с помощью самих учащихся, и во многом помогают перемещать центр контроля за образовательной траекторией обучающегося от учителя к ученику. Для большинства современных школьников сознательное включение в образовательный процесс сервисов Web потребует определенных усилий по самоорганизации. То же относится и к учителям, так как для многих из них работа с технологиями Web может оказаться нелегкой задачей, а следовательно, они обязаны будут приспосабливаться к ситуации, когда инициатива в организации образовательного процесса переходит к самим ученикам.

Благодаря доступности, открытости, интерактивности и коллективизму социальные сервисы Web 2.0 и Web 3.0 становятся естественной информационно-

образовательной средой, и эффективность их использования в учебном процессе
не ставится под сомнение исследователями [136].

Один из примеров образовательного проекта на основе технологии Web 3.0

  • это технология Образование 3.0, которая способствует тому, чтобы переступить границы традиционной системы образования и сделать процесс обучения личностно-направленным, индивидуально-ориентированным. Этому способствует и появление технологий облачных вычислений, а также значительное повышение возможностей хранения данных и усовершенствование способов их обработки.

По мнению ученых Д. Кеаца, Ф. Шмидта, Образование 3.0 характеризуется

«богатыми кросс-организационными, межкультурными образовательными возможностями, в рамках которых ключевую роль в качестве создателей артефактов знаний, являющихся общими, играют сами учащиеся и где большую роль играют социальные сети и социальные выгоды за пределами непосредственной сферы деятельности» [250].

Д. Кеац и Ф. Шмидт полагают, что особое значение имеют несколько аспектов Образования 3.0. В первую очередь, усиливается роль самостоятельного выбора обучающимися образовательного маршрута. Во-вторых, в Образовании

    1. одной из важнейших составляющих должно стать понятие «мобильность технологий». И здесь может быть понадобиться всесторонний доступ к учебным ресурсам, технологиям, инструментам, включая доступ к экспертному сообществу (оценщикам проектов, экспертным группам, отдельным экспертам – носителям узкопрофессионального знания). Еще одним аспектом Образования 3.0 является возможность совместного обучения в группе, при этом состав группы может быть любым. Однако в то время, как Образование 3.0 является многообещающим для системы отечественного образования в целом, оно создает трудно выполнимые задачи для российских учебных заведений. Использование новых разработок на основе технологий Web в отечественной системе образования приводит к появлению современных образовательных учреждений и организаций, которые со временем будут серьезно соперничать с сегодняшними образовательными учреждениями в сфере оказания образовательных услуг.