Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 873

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

самостоятельной деятельности так же, как и на семинарских занятиях, фиксируются в информационно-образовательной среде школы, ученики могут сделать эти ресурсы доступными для учащихся других школ и учителей, то есть различным участникам образовательного процесса.

Как отмечает Е.Д. Патаракин, сетевые образовательные сообщества могут быть целенаправленно использованы учителем для совершенствования следующих качеств личности учащихся:

    • совместного мышления;

    • толерантности;

    • изучения экологических стратегий и децентрализованных моделей;

    • критичности мышления [177].

Объединенияучителейпосредствомсетиинтернетилисетевыесообщества

  • это современная организационная форма организации педагогической деятельности преподавателей в сети Интернет. Участие в педагогических сетевых сообществах позволяет педагогам с разных регионов России, контактировать между собой для решения профессиональных вопросов, а также дает возможность реализовать себя и увеличить личный педагогический уровень.

Деятельность учителя в сетевом сообществе направлена, прежде всего, на школьника: на развитие интереса к преподаваемому предмету; на развитие его творческого мышления, коллективных форм работы. Учитель организует работу школьников для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях и направляет деятельность школьников в телекоммуникационных проектах. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сетевых сообществах – это деятельность, направленная на самих педагогов,
на самосовершенствование и

самообразование, деятельность, связанная с повышением профессиональной квалификации в системе дополнительного профессионального образования [86].

В современных педагогических сетевых сообществах применяют следующие формы учебной деятельности:

    • учебная телеконференция;

    • offline конференция или виртуальная конференция;

    • обсуждение в чате;

    • обучающий практикум;

    • виртуальное обучение с помощью педагогического сообщества;

    • учебный конкурс;

    • совместное создание веб-страниц;

    • виртуальный опрос учащихся;

    • учебный виртуальный проект;

    • виртуальная вечеринка;

    • «мастер-класс» по определенной тематике;

    • проектировочный семинар;

    • фестиваль проектов и т.д.

Основной целью данного сообщества должна быть передача педагогического опыта другим участникам сообщества. Учителя могут найти в сети рекомендации по конкретным темам учебного процесса, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий учебного назначения, в том числе с использованием возможностей сети (создание различных проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из основных факторов является то, что участники педагогических сетевых сообществ имеют возможность получать новейшие знания по своей специальности, тем самым повышая степень своей профессиональной компетентности.

Сетевые педагогические сообщества должны соответствовать следующим критериям:

  • совместного мышления. Учебно-методическая, творческая и познавательная деятельность учителей первоначально имеет сетевой и коллективный характер;

  • толерантности. Педагогическому сообществу необходимо сформировать личность, способную взглянуть на поставленную задачу с другой точки зрения и способную понять позицию другого участника сетевого сообщества;

  • критичности мышления. Совместная педагогическая деятельность участников педагогического сообщества, готовых в случае необходимости критиковать, обсуждать и изменять гипотезы, играет огромную роль при проверке гипотез, поиске ошибок и фальсификации теорий. Необходимо погрузить учащихся в такую учебную среду, где критическая дискуссия является обязательной.


На современном этапе развития системы образования существуют более трех-четырех десятков сравнительно эффективных средних и крупных Интернет- площадок, в высокой степени соответствующих указанным ранее критериям и, соответственно, являющихся устоявшимися педагогическими сетевыми сообществами. В своей работе выделим некоторые из них.

Педсовет.org. (http://pedsovet.org). Педсовет.org. – это огромное сообщество для коллективного взаимодействия и общения педагогов на расстоянии, современная организационная форма дистанционной образовательной деятельности и ресурс для роста педагогической квалификации учителей с различных регионов страны. Количество участников ресурса с каждым годом стремительно увеличивается: педагоги из отдаленных сел и городов делятся индивидуальным накопленным опытом педагогической работы, активно обсуждают проблемные профессиональные вопросы, имеют возможность непосредственно обратиться к ученым, авторам популярных учебников и учебно- методических материалов, а также к специалистам системы образования. Цели ресурса Педсовет.org: формирование и активизация профессионального педагогического сообщества для популяризации в сети интернет деятельности участников образовательного процесса (участников сообщества). На данном

ресурсе участники сообщества (учащиеся и учителя) имеют возможность размещать свои учебно-методические материалы, могут вести индивидуальный блог, участвовать в конкурсах и форумах.

Сетьтворческихучителей. Один из крупнейших учительских Интернет- проектов Российской Федерации. Данный ресурс является широкой площадкой
для творческого взаимодействия различных участников образовательного процесса: методистов, преподавателей, ученых, авторов учебников, учащихся и т.д. Ресурс «Сеть творческих учителей» позволяет организовать: мастер-классы; объединять участников сообщества для организации творческих групп по различным направлениям профессиональной деятельности; педагогические конкурсы; методические марафоны; ИКТ-фестивали педагогов-предметников; тематические форумы по определенной тематике. На данном ресурсе любой желающий может найти: различные учебно-методические материалы, в том числе материалы, относящиеся к применению средств ИКТ в учебном и воспитательном процессе; ссылки на наиболее популярные методические, тематические и аналитические научные статьи для учителей; юридическую консультацию, касающуюся образовательного процесса. Для любого участника образовательного процесса после прохождения процесса регистрации на данном ресурсе становится доступной подписка на электронную рассылку новостей ресурса «Сеть творческих учителей».

Ресурс «Сеть творческих учителей» является площадкой для организации дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса, в частности для создания баз данных по образовательным программным продуктам и опыту их использования на уроках информатики, а также во внеклассной деятельности учащихся; учебно-методической поддержки педагогов в области применения средств ИКТ в учебном процессе; презентаций нового программного обеспечения для осуществления учебной деятельности и презентаций учебных и учебно-методических
материалов к ним; внедрения в учебный процесс современных информационных технологий и методов дистанционного обучения; совершенствования целостного образовательного

пространства; создание механизмов открытой профессиональной экспертизы педагогического опыта преподавателя; обеспечения плавного вхождения российских педагогов и образовательных учреждений в современное международное сообщество новаторов в образовании, увеличивающих качество обучения на основе применения средств информационных технологий.

Открытыйкласс (http://www.openclass.ru). «Открытый класс» разрабатывается «Национальным фондом подготовки кадров». Данный ресурс направлен на содействие процессам информатизации и компьютеризации образовательных учреждений; служит площадкой для повсеместного внедрения передовых методик и их использования и внедрения, профессионального саморазвития учителей и свободного использования электронных образовательных ресурсов, эффективной реорганизации системы учебной и учебно-методической поддержки процесса информатизации образования.

Ресурс «Открытый класс» - это площадка, позволяющее современным педагогам отыскать в сети интернет ответы на огромное количество трудноразрешимых проблем, здесь они могут показать свою педагогическую активность, повысить свой профессиональный уровень.

«Интернет-государствоучителей» (http://intergu.ru). Настоящий ресурс создан Министерством образования Российской Федерации. Этот ресурс является открытой системой для индивидуальных сетевых проектов. Ресурс «Интернет- государство учителей» предполагает