Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 701

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

новых методов, инновационных форм и современных средств обучения для экспертной оценки эффективности образовательного процесса.

Операционныйкомпонент. У школьного педагога должны быть сформированы знания в области применения инновационных форм в образовательном процессе. Современный учитель информатики должен иметь представление о планировании нового образовательного процесса в общеобразовательной школе в учетом использования современных форм обучения. Есть большая разница между планированием учебного процесса с использованием традиционных форм или же с использованием инновационных форм. Соответственно, напрашивается вывод: современный педагог должен уметь планировать учебный процесс в условиях применения современных форм обучения.

Сформированность гностического компонента проявляется в умении анализировать и добывать теоретическую информацию о психолого- педагогических особенностях использования дистанционного обучения, телекоммуникационных проектов, телеконференций, кейс-технологий, модульного обучения, online лекций, сетевого взаимодействия в образовательном процессе.

Сформированность конструктивного компонента проявляется в умении использовать психолого-педагогические и теоретические знания в сфере внедрения и разработки современных форм в учебном процессе общеобразовательного учреждения.

Сформированность проектировочного компонента проявляется в умении проектировать учебный процесс в образовательном учреждении в условиях расширенных
дидактических возможностей дистанционного обучения, телекоммуникационных проектов, телеконференций, кейс-технологий, модульного обучения, online лекций, сетевого взаимодействия и других организационных форм обучения.

Сформированность коммуникативного компонента проявляется в умении обеспечивать профессиональное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса в расширенной информационно-образовательной среде сформированной с учетом использования инновационных форм обучения.

Сформированность организационного компонента проявляется в умении сопровождать учебный процесс в образовательном учреждении с учетом применения современных форм обучения.

Сформированность экспертного компонента проявляется в умении анализировать качество применения инновационных форм обучения в учебном процессе образовательного учреждения для увеличения качества образования и достижения планируемых образовательных результатов.

Рефлексивныйкомпонент. У школьного педагога должны быть сформированы умения, позволяющие оценить качество построения отдельно взятого занятия или всего образовательного процесса. Педагог владеющий данным компонентом всегда должен быть впоискахпутейростакачества учебного процесса. Такой педагог должен уметь индивидуально повышать знания, умения и навыки в сфере применения современных методов, организационных форм и новых средств обучения на базе информационных технологий. Кроме этого, педагог владеющий
рефлексивным компонентом должен находиться в непрерывном поиске современных методов, организационных форм и новых средств обучения на базе информационных технологий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса.

Сформированность гностического компонента проявляется в умении искать нестандартные подходы в сфере применения новых методов, инновационных форм и современных средств обучения на базе информационных технологий.

Сформированность конструктивного компонента проявляется в умении искать нестандартные разработки в области построения образовательного процесса с помощью использования сетевого взаимодействия для качественного конструирования собственного образовательного процесса.

Сформированность проектировочного компонента проявляется в умении искать нестандартные разработки в области построения образовательного процесса, с помощью использования современных форм обучения для качественного проектирования собственного образовательного процесса.

Сформированность коммуникативного компонента проявляется в умении искать нестандартные разработки в области построения образовательного процесса, качественного проектирования собственного образовательного процесса, с учетом применением дидактических возможностей сетевых технологий (чаты, форумы, блоги и т.д.).

Сформированность организационного компонента проявляется в умении искать нестандартные разработки в сфере организации образовательного процесса в образовательном учреждении.

Сформированность экспертного компонента проявляется в умении искать передовые экспертные заключения
для понимания сущности собственного образовательного процесса и применяемых новых методов, инновационных форм и современных средств обучения.

Одним из важнейших критериев является разработка условий сформированности профессиональной готовности студентов педвузов к деятельности в современных условиях. Применительно к учебному процессу в структуре готовности к профессиональной деятельности критериями являются описанные выше компоненты: операционный, рефлексивный, содержательный и мотивационный. По мере сформированности данных компонентов можно

говорить и об уровне сформированности профессиональной готовности будущего учителя информатики.

Понятие “уровень” отражает качественную дискретность, структурность процесса формирования готовности и считается показателем системности и целостности данного качества, степени его формирования.

По мнению В.А Ядова, «критериями определения уровня являются: а) принадлежность систем к различным классам сложности;

б) специфичность законов и закономерностей каждого уровня; в) подчинение законов и систем низших уровней высшим;

г) происхождение систем каждого последующего уровня из основных структур предыдущего;

д) образование каждого последующего уровня относятся к образованию предыдущего как система к своим элементам» [249].

Выделим три степени готовности современного учителя информатики к применению инновационных форм в учебном процессе: низкий, средний и высокий.

Высокая степень готовности учителя информатики к применению инновационных форм в учебном процессе обусловливается следующими умениями
:

  • формировать современную информационно-образовательную среду образовательной организации с учетом применения современных методов, инновационных форм и новых средств обучения;

  • использовать традиционные и инновационные формы (телекоммуникационный проект, модульное обучение, сетевое взаимодействие, кейс-технология и т.д.) для конструирования, организации и проектирования учебного процесса в образовательном учреждении;

  • применять современные методы, инновационные формы и современные средства обучения для роста эффективности учебного процесса, например, с помощью использования сетевых технологий;

  • целенаправленно использовать новые методы, инновационные формы и современные средства обучения в учебном процессе.

Средняя ступень готовности учителя информатики к применению инновационных форм в учебном процессе обусловливается следующими навыками:

  • поддержания информационно-образовательной среды образовательного учреждения, например, в оказании помощи другим педагогам в использовании информационно-образовательной среды школы;

  • применения компонентов обновляющейся информационно- образовательной среды на основе средств ИКТ в целях улучшения качества учебного процесса и достижения планируемых образовательных результатов;

  • конструирования, организации и проектирования образовательного процесса с применением обновляющейся информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения;

  • целенаправленного использования традиционных методов, форм и средств обучения в образовательном процессе.

Низкая степень