Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 898
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Учитель нового типа должен быть профессиональным экспертом электронных учебно-методических (программ) и различных средств учебного назначения на базе средств ИКТ, то есть экспертом различных средств ИКТ, используемым в образовательном процессе в общеобразовательной школе.
Таким образом, в соответствии с ФГОС ВО и в рамках компетентностного подхода в подготовке будущего специалиста, основной целью в процессе обучения учителя информатики в педвузе становится формирование его профессиональной компетенции. Соответственно, актуальными становятся исследования, посвященные развитию у будущего учителя информатики разнообразных компонентов его профессиональной компетенции в области использования современных организационных форм обучения на основе средств ИКТ в образовательной деятельности в обновляющейся информационно- образовательной среде [21].
Разностороннее развитие учителя информатики, реализация способностей, умений и навыков самостоятельной деятельности и самообразования, формирование готовности и способности адаптироваться к быстро меняющимся профессиональным и социальным условиям невозможно без дифференциации содержания его подготовки. Вариативность содержания, методов и организационных форм обучения в зависимости от познавательных потребностей, способностей
и интересов учащихся актуальна на разных этапах подготовки личности к педагогической деятельности. Соответственно, необходимым условием достижения запланированных образовательных результатов и
достижения другого качества образования является введение современных методов, инновационных форм и средств обучения на базе ИКТ в систему подготовки учителя информатики в педвузе, с тем чтобы он мог их потом использовать в школе.
§2.4. Готовность учителя информатики к использованию новых организационных форм в образовательном процессе
Современная система образования, характерной гранью которой является всеобщая компьютеризация и информатизация общества, предъявляет дополнительные требования к профессиональной деятельности педагога нового типа. Отталкиваясь от необходимости воспитания критически мыслящей личности, В.А. Красильникова предъявляет следующие требования к подготовке учителя в педвузе:
-
владение общими методологическими принципами и обоснование их эффективности и целесообразности для преобразования образовательного процесса; -
развитие и формирование информационно-коммуникативной компетентности учителя; -
внедрение информационных технологий обучения, основанных на самостоятельной работе обучающихся и осуществления научно-образовательной и учебно-познавательной деятельности; -
развитие потребности современного содержания образования, направленного на развитие проектной, исследовательской компетенции и способности самостоятельного построения и выбора образовательных траекторий как педагога, так и обучающихся; -
развитие необходимых знаний и умений по разработке информационных средств контроля и обучения на основе известных готовых инструментальных средств компьютерных технологий; -
понимание необходимости, овладения общими принципами функционирования единой образовательной информационной среды и ее важнейших компонентов как основы функционирования новой парадигмы образования; -
понимание принципов функционирования и возможностей автоматизированных систем управления образовательного учреждения, формирование и использование статистической информации о ходе и результатах обучения, другой информации. [70]
Т.С. Скоробогатова, для готовности педагога к использованию современных методов, инновационных форм и средств обучения в педагогической деятельности, выделяет следующие знания и умения:
-
мотивационный; -
информационно-содержательный; -
организационно-рефлексивный [207].
М.М. Абдуразаков, придерживаясь специфики деятельности педагога, выделяет следующие компоненты готовности современного педагога к профессиональной деятельности:
-
личностный; -
содержательно-операционный; -
мотивационный; -
целеполагающий [1,2].
Способностями стимулировать и мотивировать деятельность педагога, усвоение знаний, умений и навыков, благополучно осуществлять коррекцию и анализ обучения как раз определено тем, как эффективно в педвузе получится ввести новые методы, организационные формы и средства обучения, как удачно получится стимулировать, сориентировать, мотивировать студента в процессе обучения в педвузе.
Проанализировав функции готовности будущих учителей информатики к преподаванию линии социальной информатики в школе (познавательная, нормативно-регулятивная, рефлексивная), Ю.С. Пономарева выделяет следующие компоненты готовности учителя к профессиональной деятельности:
-
когнитивно-операциональный, предполагающий усвоение знаний и развитие навыков и умений, нужных для обучения разных линий информатики; -
нормативно-регулятивный, предполагающий вырабатывание позиции учителя к ценностям информационного общества и их сочетанию с традиционными ценностями, устремлением сформировать у обучающегося принятие и понимание ценности информации, корректное отношение к правам индивида в сфере информационного взаимодействия; -
рефлексивно-творческий, предполагающий вырабатывание индивидуальных профессиональных и учебных возможностей и поставленных образовательных результатов в обучении различных линии информатики и направленности на осмысление и поиск новых учебно-методических приемов, творческих форм работы при обучении информатике [187].
Ю.С. Пономарева не уделяет должного внимания столь важным компонентам готовности учителя информатики к профессиональной деятельности, как содержательный и деятельностный, поскольку именно они раскрывают содержание и структуру деятельности учителя.
Анализируя идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна о личностно-деятельностной теории обучения, В.В. Кравец рассматривает структуру готовности будущего учителя к профессиональной деятельности (к применению технологий открытого образования) как совокупность четырех взаимосвязанных структурных компонентов профессиональной деятельности:
-
мотивационногокомпонента, выражающего осознанное отношение учителя к технологии открытого образования и ее роли в разрешении актуальных проблем современного обучения; -
содержательногокомпонента, объединяющего совокупность знаний педагога о сущности и специфике технологий открытого образования, их видах и признаках; -
операционного компонента, основанного на комплексе знаний, умений и навыков по использованию педагогических технологий в структуре собственной профессиональной деятельности; -
рефлексивногокомпонента, характеризующего познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности [66].
П.С. Глебова, проанализировав основные определения готовности учителя к профессиональной деятельности, изложенные в работах исследователей М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Л.В. Кондрашова, К.К. Платонова и др., определяет готовность учителя к проектно-конструктивной деятельности как некий настрой личности на определенную деятельность, во время которой учитель находится как бы в особом психическом состоянии, обеспечивающем его