Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 719

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

электронных образовательных ресурсов и учебного оборудования с использованием компьютера, то есть современный учитель информатики должен уметь давать экспертную оценку электронным средствам образовательного назначения, а также учебникам, учебно-методическим материалам.

Учитель нового типа должен быть профессиональным экспертом электронных учебно-методических (программ) и различных средств учебного назначения на базе средств ИКТ, то есть экспертом различных средств ИКТ, используемым в образовательном процессе в общеобразовательной школе.

Таким образом, в соответствии с ФГОС ВО и в рамках компетентностного подхода в подготовке будущего специалиста, основной целью в процессе обучения учителя информатики в педвузе становится формирование его профессиональной компетенции. Соответственно, актуальными становятся исследования, посвященные развитию у будущего учителя информатики разнообразных компонентов его профессиональной компетенции в области использования современных организационных форм обучения на основе средств ИКТ в образовательной деятельности в обновляющейся информационно- образовательной среде [21].

Разностороннее развитие учителя информатики, реализация способностей, умений и навыков самостоятельной деятельности и самообразования, формирование готовности и способности адаптироваться к быстро меняющимся профессиональным и социальным условиям невозможно без дифференциации содержания его подготовки. Вариативность содержания, методов и организационных форм обучения в зависимости от познавательных потребностей, способностей
и интересов учащихся актуальна на разных этапах подготовки личности к педагогической деятельности. Соответственно, необходимым условием достижения запланированных образовательных результатов и

достижения другого качества образования является введение современных методов, инновационных форм и средств обучения на базе ИКТ в систему подготовки учителя информатики в педвузе, с тем чтобы он мог их потом использовать в школе.

§2.4. Готовность учителя информатики к использованию новых организационных форм в образовательном процессе




Современная система образования, характерной гранью которой является всеобщая компьютеризация и информатизация общества, предъявляет дополнительные требования к профессиональной деятельности педагога нового типа. Отталкиваясь от необходимости воспитания критически мыслящей личности, В.А. Красильникова предъявляет следующие требования к подготовке учителя в педвузе:

  1. владение общими методологическими принципами и обоснование их эффективности и целесообразности для преобразования образовательного процесса;

  2. развитие и формирование информационно-коммуникативной компетентности учителя;

  3. внедрение информационных технологий обучения, основанных на самостоятельной работе обучающихся и осуществления научно-образовательной и учебно-познавательной деятельности;

  4. развитие потребности современного содержания образования, направленного на развитие проектной, исследовательской компетенции и способности самостоятельного построения и выбора образовательных траекторий как педагога, так и обучающихся;

  5. развитие необходимых знаний и умений по разработке информационных средств контроля и обучения на основе известных готовых инструментальных средств компьютерных технологий;

  6. понимание необходимости, овладения общими принципами функционирования единой образовательной информационной среды и ее важнейших компонентов как основы функционирования новой парадигмы образования;

  7. понимание принципов функционирования и возможностей автоматизированных систем управления образовательного учреждения, формирование и использование статистической информации о ходе и результатах обучения, другой информации. [70]


Т.С. Скоробогатова, для готовности педагога к использованию современных методов, инновационных форм и средств обучения в педагогической деятельности, выделяет следующие знания и умения:

  • мотивационный;

  • информационно-содержательный;

  • организационно-рефлексивный [207].

М.М. Абдуразаков, придерживаясь специфики деятельности педагога, выделяет следующие компоненты готовности современного педагога к профессиональной деятельности:

  • личностный;

  • содержательно-операционный;

  • мотивационный;

  • целеполагающий [1,2].

Способностями стимулировать и мотивировать деятельность педагога, усвоение знаний, умений и навыков, благополучно осуществлять коррекцию и анализ обучения как раз определено тем, как эффективно в педвузе получится ввести новые методы, организационные формы и средства обучения, как удачно получится стимулировать, сориентировать, мотивировать студента в процессе обучения в педвузе.

Проанализировав функции готовности будущих учителей информатики к преподаванию линии социальной информатики в школе (познавательная, нормативно-регулятивная, рефлексивная), Ю.С. Пономарева выделяет следующие компоненты готовности учителя к профессиональной деятельности:

  • когнитивно-операциональный, предполагающий усвоение знаний и развитие навыков и умений, нужных для обучения разных линий информатики;

  • нормативно-регулятивный, предполагающий вырабатывание позиции учителя к ценностям информационного общества и их сочетанию с традиционными ценностями, устремлением сформировать у обучающегося принятие и понимание ценности информации, корректное отношение к правам индивида в сфере информационного взаимодействия;

  • рефлексивно-творческий, предполагающий вырабатывание индивидуальных профессиональных и учебных возможностей и поставленных образовательных результатов в обучении различных линии информатики и направленности на осмысление и поиск новых учебно-методических приемов, творческих форм работы при обучении информатике [187].


Ю.С. Пономарева не уделяет должного внимания столь важным компонентам готовности учителя информатики к профессиональной деятельности, как содержательный и деятельностный, поскольку именно они раскрывают содержание и структуру деятельности учителя.

Анализируя идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна о личностно-деятельностной теории обучения, В.В. Кравец рассматривает структуру готовности будущего учителя к профессиональной деятельности применению технологий открытого образования) как совокупность четырех взаимосвязанных структурных компонентов профессиональной деятельности:

  • мотивационногокомпонента, выражающего осознанное отношение учителя к технологии открытого образования и ее роли в разрешении актуальных проблем современного обучения;

  • содержательногокомпонента, объединяющего совокупность знаний педагога о сущности и специфике технологий открытого образования, их видах и признаках;

  • операционного компонента, основанного на комплексе знаний, умений и навыков по использованию педагогических технологий в структуре собственной профессиональной деятельности;

  • рефлексивногокомпонента, характеризующего познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности [66].

П.С. Глебова, проанализировав основные определения готовности учителя к профессиональной деятельности, изложенные в работах исследователей М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Л.В. Кондрашова, К.К. Платонова и др., определяет готовность учителя к проектно-конструктивной деятельности как некий настрой личности на определенную деятельность, во время которой учитель находится как бы в особом психическом состоянии, обеспечивающем его