Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 708

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

высокую работоспособность за счет эффективной установки на инициативные поступки, определяющие потребность личности к реализации накопленных знаний, умений и навыков в соответствующей профессиональной деятельности. П.С. Глебова выделяет следующие компоненты готовности учителя к профессиональной деятельности:

  • мотивационный, стремление и готовность реализовать свой потенциал;

  • когнитивный, общие и специальные теоретические знания о проектно- конструктивной деятельности;

  • операционный: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный;

  • эмоциональный, настрой на решение задач, уверенность в себе;

  • личностный, осознание значимости и личной ответственности за результаты своей деятельности, в том числе необходимости ее постоянного совершенствования [30].

Далее П.С. Глебова более подробно раскрывает операционный компонент деятельности учителя. Уровень сформированности гностического компонента проявляется в умении расширять, пополнять и добывать свои знания; умение давать самооценку своей образовательной деятельности, а также самооценке результатов личной учебной деятельности; умение самостоятельно работать с учебным материалом, а также самостоятельно проводить эксперименты, исследования, выполнять проекты.

Уровень сформированности проектировочного компонента проявляется в способности учителя устанавливать цели проектирования различных образовательных проблем; умении определять качественные признаки проектных


решений; умении планировать деятельность, оптимизировать и анализировать конкретные модели объекта, кроме того, умение заранее определять результаты проектно-конструктивной деятельности; умении реализовывать поиск наилучших решений, а также умение брать инициативу за принятое решение.

Уровень сформированности конструктивного компонента проявляется в способности учителя выбирать графические и абстрактные модели; умении определять наилучшую модель конструирования, а также взаимосвязь данных моделей и его функциональное назначение; умении определять оптимальный комплекс средств информационно-коммуникационных технологий, а также умении выбирать способы их использования для качественной реализации и конструирования образовательного процесса.

Уровень сформированности организационного компонента проявляется в способности учителя организовывать свою профессиональную деятельность.

Уровень сформированности коммуникативного компонента проявляется в способности учителя применять разнообразные механизмы вырабатывания межличностных отношений между различными участниками учебной деятельности [30].

Проведенный анализ теоретических и практических положений, касающихся профессиональной готовности учителя информатики к будущей деятельности, рассмотренных во многих исследованиях (Б.Г. Ананьев, М.И. Дъяченко, В.А. Сластенин и др.), позволяет предположить, что профессиональная готовность учителя информатики к педагогической деятельности выражается интегральным состоянием индивида, включающим
в себя четыре главных компонента: рефлексивный, операционный, содержательный и мотивационный. И, соответственно, нам в рамках данного исследования нужно исследовать компоненты профессиональной готовности нынешнего учителя информатики в условиях применения современных методов, организационных форм и средств обучения на базе средств информационных технологий.

Мотивационныйкомпонент. На современном этапе развития системы образования у педагога необходимо формировать мотивацию к изучению новых

инновационных форм обучения. Необходимо донести до современного педагога, что его профессиональный рост, его доход в значительной степени будет зависеть, по действующим нормативам, от достижения поставленных образовательных результатов. Необходимо донести до педагога, что только в условиях применения современных организационных форм в учебном процессе он достигнет этих поставленных образовательных результатов. Соответственно, напрашивается вывод, что современного педагога необходимомотивировать к усвоениюсовременныхинновационныхформ, иначе ему не добиться поставленных образовательных результатов.

Если анализировать операционный компонент более подробно по компонентам профессиональной деятельности учителя информатики, изложенным выше, то сформированность гностического компонента проявляется в умении целенаправленно применять психолого-педагогические особенности новых методов, инновационных форм и средств обучения в образовательном процессе.

Сформированность конструктивного компонента проявляется
в умении целенаправленно применять новые методы, инновационные формы и средства обучения для конструирования учебного процесса в образовательном учреждении.

Сформированность проектировочного компонента проявляется в умении целенаправленно применять новые методы, инновационные формы (телекоммуникационный проект, модульное обучение, сетевое взаимодействие, кейс-технология) и средства обучения на базе информационных технологий для проектирования учебного процесса в образовательном учреждении.

Сформированность коммуникативного компонента проявляется в умении целенаправленно применять новые методы, инновационные формы (образовательный портал, чат, сетевое взаимодействие, блог, форум и т.д.) для взаимодействия разных субъектов (учащиеся, родители, учителя) образовательного процесса.

Сформированность организационного компонента проявляется в умении целенаправленно применять новые методы, инновационные формы (телекоммуникационный проект, модульное обучение, сетевое взаимодействие, кейс-технология) и средства обучения на базе информационных технологий для организации образовательного процесса в образовательном учреждении.

Сформированность экспертного компонента проявляется в умении целенаправленно получать знания в области использования в образовательном процессе новых методов, инновационных форм и современных средств обучения для экспертной оценки качества учебного процесса.

Содержательныйкомпонент. У школьного педагога должны быть сформированы знания в области использования традиционных и инновационных организационных форм в образовательном процессе, он
должен иметь представление о том, как они структурированы, как классифицируются, как построены. В противном случае педагог не сможет качественно использовать данные формы в учебном процессе.

Сформированность гностического компонента проявляется в умении получать знания и навыки в психолого-педагогических аспектах применения современных инновационных форм в образовательном процессе.

Сформированность конструктивного компонента проявляется в умении использовать знания в области внедрения новых инновационных форм в учебном процесс образовательного учреждения.

Сформированность проектировочного компонента проявляется в умении получать теоретические знания основ проектирования учебного процесса в образовательном учреждении в условиях применения инновационных форм обучения (телекоммуникационный проект, модульное обучение, сетевое взаимодействие, кейс-технология и т.д.).

Сформированность коммуникативного компонента проявляется в умении получать теоретические знания в сфере конструирования взаимодействия между участниками образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители) в

современной информационно-образовательной среде, построенной на базе применения новых инновационных форм обучения.

Сформированность организационного компонента проявляется в умении получать знания в сфере сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении, в том числе с применением современных инновационных форм.

Сформированность экспертного компонента проявляется в умении получать знания в сфере использования в образовательном процессе