Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 883
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
-
мотивационный, стремление и готовность реализовать свой потенциал; -
когнитивный, общие и специальные теоретические знания о проектно- конструктивной деятельности; -
операционный: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный; -
эмоциональный, настрой на решение задач, уверенность в себе; -
личностный, осознание значимости и личной ответственности за результаты своей деятельности, в том числе необходимости ее постоянного совершенствования [30].
Далее П.С. Глебова более подробно раскрывает операционный компонент деятельности учителя. Уровень сформированности гностического компонента проявляется в умении расширять, пополнять и добывать свои знания; умение давать самооценку своей образовательной деятельности, а также самооценке результатов личной учебной деятельности; умение самостоятельно работать с учебным материалом, а также самостоятельно проводить эксперименты, исследования, выполнять проекты.
Уровень сформированности проектировочного компонента проявляется в способности учителя устанавливать цели проектирования различных образовательных проблем; умении определять качественные признаки проектных
решений; умении планировать деятельность, оптимизировать и анализировать конкретные модели объекта, кроме того, умение заранее определять результаты проектно-конструктивной деятельности; умении реализовывать поиск наилучших решений, а также умение брать инициативу за принятое решение.
Уровень сформированности конструктивного компонента проявляется в способности учителя выбирать графические и абстрактные модели; умении определять наилучшую модель конструирования, а также взаимосвязь данных моделей и его функциональное назначение; умении определять оптимальный комплекс средств информационно-коммуникационных технологий, а также умении выбирать способы их использования для качественной реализации и конструирования образовательного процесса.
Уровень сформированности организационного компонента проявляется в способности учителя организовывать свою профессиональную деятельность.
Уровень сформированности коммуникативного компонента проявляется в способности учителя применять разнообразные механизмы вырабатывания межличностных отношений между различными участниками учебной деятельности [30].
Проведенный анализ теоретических и практических положений, касающихся профессиональной готовности учителя информатики к будущей деятельности, рассмотренных во многих исследованиях (Б.Г. Ананьев, М.И. Дъяченко, В.А. Сластенин и др.), позволяет предположить, что профессиональная готовность учителя информатики к педагогической деятельности выражается интегральным состоянием индивида, включающим
в себя четыре главных компонента: рефлексивный, операционный, содержательный и мотивационный. И, соответственно, нам в рамках данного исследования нужно исследовать компоненты профессиональной готовности нынешнего учителя информатики в условиях применения современных методов, организационных форм и средств обучения на базе средств информационных технологий.
Мотивационныйкомпонент. На современном этапе развития системы образования у педагога необходимо формировать мотивацию к изучению новых
инновационных форм обучения. Необходимо донести до современного педагога, что его профессиональный рост, его доход в значительной степени будет зависеть, по действующим нормативам, от достижения поставленных образовательных результатов. Необходимо донести до педагога, что только в условиях применения современных организационных форм в учебном процессе он достигнет этих поставленных образовательных результатов. Соответственно, напрашивается вывод, что современного педагога необходимомотивировать к усвоениюсовременныхинновационныхформ, иначе ему не добиться поставленных образовательных результатов.
Если анализировать операционный компонент более подробно по компонентам профессиональной деятельности учителя информатики, изложенным выше, то сформированность гностического компонента проявляется в умении целенаправленно применять психолого-педагогические особенности новых методов, инновационных форм и средств обучения в образовательном процессе.
Сформированность конструктивного компонента проявляется
в умении целенаправленно применять новые методы, инновационные формы и средства обучения для конструирования учебного процесса в образовательном учреждении.
Сформированность проектировочного компонента проявляется в умении целенаправленно применять новые методы, инновационные формы (телекоммуникационный проект, модульное обучение, сетевое взаимодействие, кейс-технология) и средства обучения на базе информационных технологий для проектирования учебного процесса в образовательном учреждении.
Сформированность коммуникативного компонента проявляется в умении целенаправленно применять новые методы, инновационные формы (образовательный портал, чат, сетевое взаимодействие, блог, форум и т.д.) для взаимодействия разных субъектов (учащиеся, родители, учителя) образовательного процесса.
Сформированность организационного компонента проявляется в умении целенаправленно применять новые методы, инновационные формы (телекоммуникационный проект, модульное обучение, сетевое взаимодействие, кейс-технология) и средства обучения на базе информационных технологий для организации образовательного процесса в образовательном учреждении.
Сформированность экспертного компонента проявляется в умении целенаправленно получать знания в области использования в образовательном процессе новых методов, инновационных форм и современных средств обучения для экспертной оценки качества учебного процесса.
Содержательныйкомпонент. У школьного педагога должны быть сформированы знания в области использования традиционных и инновационных организационных форм в образовательном процессе, он
должен иметь представление о том, как они структурированы, как классифицируются, как построены. В противном случае педагог не сможет качественно использовать данные формы в учебном процессе.
Сформированность гностического компонента проявляется в умении получать знания и навыки в психолого-педагогических аспектах применения современных инновационных форм в образовательном процессе.
Сформированность конструктивного компонента проявляется в умении использовать знания в области внедрения новых инновационных форм в учебном процесс образовательного учреждения.
Сформированность проектировочного компонента проявляется в умении получать теоретические знания основ проектирования учебного процесса в образовательном учреждении в условиях применения инновационных форм обучения (телекоммуникационный проект, модульное обучение, сетевое взаимодействие, кейс-технология и т.д.).
Сформированность коммуникативного компонента проявляется в умении получать теоретические знания в сфере конструирования взаимодействия между участниками образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители) в
современной информационно-образовательной среде, построенной на базе применения новых инновационных форм обучения.
Сформированность организационного компонента проявляется в умении получать знания в сфере сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении, в том числе с применением современных инновационных форм.
Сформированность экспертного компонента проявляется в умении получать знания в сфере использования в образовательном процессе