Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 785
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Э.Ф. Зеер, проводя аналогию с понятием коммуникативной компетенции, используемым в педагогике при изучении языков, констатирует, что умения, опыт и знания определяются компетентностью человека, а также способностью мобилизовать умения, опыт и знания в абстрактной учебной ситуации [46].
В рамках компетентностного подхода, компетенция выступает как свойство, а компетентность рассматривается как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности.
Анализируя различные трактовки ключевых понятий компетентностного подхода, можно сделать вывод, что профессиональную компетентность учителя информатики можно определить как совокупностькомпетенций,профессиональныхнавыков,уменийиспособностей, личностныхкачеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследования понятия «профессиональная компетентность» и его характеристик ведутся в разных направлениях.
Профессиональная компетентность определяется «уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу» [28].
По мнению исследователей В.В. Косарева, А.П. Крючатова, Н.Н. Лобановой, профессиональная компетентность определяет качество деятельности педагога. Профессиональная компетентность выражается в постоянном качественном характере труда, в способностях в условиях нестабильности, различных трудностей субъективного и объективного характера
находить рациональное, адекватное решение возникающей учебной проблемы, которое обеспечивает целенаправленное учебное действие, учитывающее обширный спектр нравственных, экологических, социальных ее последствий [93]. По мнению авторов, компетентность можно представить в виде взаимодействующих и взаимопроникающих компонентов: профессионально-содержательного;профессионально-деятельностного;профессионально-личностного.
Профессионально-содержательный(базовый) компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний по основам наук, изучающих личность человека, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и образованию детей.
Профессионально-деятельностный(практический) компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, усвоенные обучающимися как наиболее эффективные.
Профессионально-личностныйкомпонент содержит профессионально- личностные качества, устанавливающие направленность и позицию учителя как индивида и личности, субъекта образовательной деятельности.
Коллектив авторов И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов определяют профессиональную компетентность учителя как цельность его практической и теоретической готовности к реализации педагогической деятельности, однако, основу структуры компетентности учителя составляют бесчисленные педагогические умения, определяющую эту готовность [179].
А.К. Маркова, раскрывая сущность понятия профессиональной компетентности, дает следующее определение: «Это
такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников» [145]. При этом ученый определяет несколько компетентностей профессиональной деятельности учителя:
-
специальнаякомпетентность(формирование данной компетенции определяется владением профессиональной деятельностью на достаточно широком уровне, способностью педагога к проектированию личного профессионального развития и самосовершенствования); -
социальнаякомпетентность(формирование данной компетенции определяется владением коллективной (кооперативной, групповой) профессиональной деятельностью, а также сотрудничеством. Кроме того определяется принятыми в данной профессии методами и способами коллективного общения; а также социальной ответственностью за результаты личной профессиональной деятельности); -
личностнаякомпетентность(формирование данной компетенции определяется владением приемами индивидуального саморазвития и самовыражения, а также средствами противостояния профессиональным деформациям педагога); -
индивидуальнаякомпетентность(формирование данной компетенции определяется: владением приемами развития и самореализации самостоятельности в рамках выбранной профессии; готовностью к
профессиональному развитию; способностью к личностному самосохранению; неподверженностью профессиональному старению; умением планировать разумно свой профессиональный труд без перегрузок сил и времени) [145].
Ю.В. Варданян определяет профессионально-педагогическую компетентность как сложное индивидуально-психологическое образование, формируемое на основе ядра социально-педагогического опыта, психического состояния и свойств личности, теоретических знаний педагога, практических умений и значимых качеств педагога, показывающих готовность педагога к учебной деятельности [24].
С другой стороны к этому вопросу подходит Н.В. Харитонова, которая рассматривает подструктуры профессиональной компетентности с точки зрения сформированности у специалиста определенного комплекса умений. В данном случае автор выделяет:
-
проектировочную компетентность - умение определения тактических и стратегических задач, через достижение которых реализуется профессиональный процесс; -
информационную и прогностическую компетентность - конструктивные умения композиционного упорядочения знаний; -
организаторскую компетентность - умение руководства деятельностью; -
коммуникативную компетентность - коммуникативные умения воздействия на субъектов профессионального процесса; -
аналитическую компетентность - умения адекватно оценивать уровень собственной деятельности [235].
Таким образом, под «профессиональной компетентностью» учителя информатики будем понимать единство его практической и теоретической готовности к реализации профессиональной деятельности. Рассмотрим, из каких компонентов формируется
профессиональная компетентность учителя информатики в педагогическом вузе в условиях применения инновационных организационных форм на основе средств ИКТ в учебном процессе.
В современном образовании организационные формы обучения вносят существенные изменения в реализации общедидактических целей и методов обучения. В отличие от традиционного образования, где главной фигурой является педагог нового типа, при применении новых информационных и коммуникационных технологий центр тяжести переносится на учащегося, который активно строит образовательный процесс, выбирая свою траекторию в обновляющейся информационно-образовательной среде на основе средств ИКТ. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие (между учителем и учеником) намного более эффективным, но это требует от учителя специальных