Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 785

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

действовать по отношению к ним [238].

Э.Ф. Зеер, проводя аналогию с понятием коммуникативной компетенции, используемым в педагогике при изучении языков, констатирует, что умения, опыт и знания определяются компетентностью человека, а также способностью мобилизовать умения, опыт и знания в абстрактной учебной ситуации [46].

В рамках компетентностного подхода, компетенция выступает как свойство, а компетентность рассматривается как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности.

Анализируя различные трактовки ключевых понятий компетентностного подхода, можно сделать вывод, что профессиональную компетентность учителя информатики можно определить как совокупностькомпетенций,профессиональныхнавыков,уменийиспособностей, личностныхкачеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследования понятия «профессиональная компетентность» и его характеристик ведутся в разных направлениях.

Профессиональная компетентность определяется «уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу» [28].

По мнению исследователей В.В. Косарева, А.П. Крючатова, Н.Н. Лобановой, профессиональная компетентность определяет качество деятельности педагога. Профессиональная компетентность выражается в постоянном качественном характере труда, в способностях в условиях нестабильности, различных трудностей субъективного и объективного характера
находить рациональное, адекватное решение возникающей учебной проблемы, которое обеспечивает целенаправленное учебное действие, учитывающее обширный спектр нравственных, экологических, социальных ее последствий [93]. По мнению авторов, компетентность можно представить в виде взаимодействующих и взаимопроникающих компонентов: профессионально-содержательного;профессионально-деятельностного;профессионально-личностного.

Профессионально-содержательный(базовый) компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний по основам наук, изучающих личность человека, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и образованию детей.

Профессионально-деятельностный(практический) компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, усвоенные обучающимися как наиболее эффективные.

Профессионально-личностныйкомпонент содержит профессионально- личностные качества, устанавливающие направленность и позицию учителя как индивида и личности, субъекта образовательной деятельности.

Коллектив авторов И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов определяют профессиональную компетентность учителя как цельность его практической и теоретической готовности к реализации педагогической деятельности, однако, основу структуры компетентности учителя составляют бесчисленные педагогические умения, определяющую эту готовность [179].

А.К. Маркова, раскрывая сущность понятия профессиональной компетентности, дает следующее определение: «Это

такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников» [145]. При этом ученый определяет несколько компетентностей профессиональной деятельности учителя:

  • специальнаякомпетентность(формирование данной компетенции определяется владением профессиональной деятельностью на достаточно широком уровне, способностью педагога к проектированию личного профессионального развития и самосовершенствования);

  • социальнаякомпетентность(формирование данной компетенции определяется владением коллективной (кооперативной, групповой) профессиональной деятельностью, а также сотрудничеством. Кроме того определяется принятыми в данной профессии методами и способами коллективного общения; а также социальной ответственностью за результаты личной профессиональной деятельности);

  • личностнаякомпетентность(формирование данной компетенции определяется владением приемами индивидуального саморазвития и самовыражения, а также средствами противостояния профессиональным деформациям педагога);

  • индивидуальнаякомпетентность(формирование данной компетенции определяется: владением приемами развития и самореализации самостоятельности в рамках выбранной профессии; готовностью к


профессиональному развитию; способностью к личностному самосохранению; неподверженностью профессиональному старению; умением планировать разумно свой профессиональный труд без перегрузок сил и времени) [145].

Ю.В. Варданян определяет профессионально-педагогическую компетентность как сложное индивидуально-психологическое образование, формируемое на основе ядра социально-педагогического опыта, психического состояния и свойств личности, теоретических знаний педагога, практических умений и значимых качеств педагога, показывающих готовность педагога к учебной деятельности [24].

С другой стороны к этому вопросу подходит Н.В. Харитонова, которая рассматривает подструктуры профессиональной компетентности с точки зрения сформированности у специалиста определенного комплекса умений. В данном случае автор выделяет:

  • проектировочную компетентность - умение определения тактических и стратегических задач, через достижение которых реализуется профессиональный процесс;

  • информационную и прогностическую компетентность - конструктивные умения композиционного упорядочения знаний;

  • организаторскую компетентность - умение руководства деятельностью;

  • коммуникативную компетентность - коммуникативные умения воздействия на субъектов профессионального процесса;

  • аналитическую компетентность - умения адекватно оценивать уровень собственной деятельности [235].

Таким образом, под «профессиональной компетентностью» учителя информатики будем понимать единство его практической и теоретической готовности к реализации профессиональной деятельности. Рассмотрим, из каких компонентов формируется
профессиональная компетентность учителя информатики в педагогическом вузе в условиях применения инновационных организационных форм на основе средств ИКТ в учебном процессе.

В современном образовании организационные формы обучения вносят существенные изменения в реализации общедидактических целей и методов обучения. В отличие от традиционного образования, где главной фигурой является педагог нового типа, при применении новых информационных и коммуникационных технологий центр тяжести переносится на учащегося, который активно строит образовательный процесс, выбирая свою траекторию в обновляющейся информационно-образовательной среде на основе средств ИКТ. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие (между учителем и учеником) намного более эффективным, но это требует от учителя специальных