Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 868
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
По мнению Н.К. Солоповой [215], в условиях глобализации, интеграции и информатизации всех сфер человеческой деятельности, когда ключевым ресурсом экономического роста страны становится интеллектуально-образовательный потенциал, общество выдвигает систему дополнительных требований к уровню профессиональной компетентности будущих учителей информатики:
-
знание основ решения профессиональных задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий; -
умение адекватного выбора средств информационных технологий при решении профессиональных задач; -
знание основ информационного взаимодействия; -
понимание социально-информационной сущности решаемых профессиональных задач.
Проанализировав вышесказанное, приходим к выводу, что в структуре подготовки учителя информатики, особое внимание нужно уделить компетентностям, связанным с информационными и коммуникационными технологиями, например, информационно-коммуникативной компетентности (ИКТ-компетентности).
Необходимость формирования «информационно-коммуникативной компетентности» как одного из приоритетов в целях современного общего образования отмечается в проекте концепции образовательной области
«Информатика и информационные технологии» [74] и включает следующие ИКТ- компетенции:
-
целостное миропонимание и научное мировоззрение, базирующееся на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания; -
представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии; -
совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века.
Под «ИКТ-компетентностью» будем понимать способность педагога грамотно и творчески использовать комплекс навыков, умений и знаний, вырабатываемых в ходе обучения информационным технологиям, кроме того, способность к выполнению образовательной деятельности с помощью современных ИКТ в обновляющейся информационно-образовательной среде.
В психолого-педагогической литературе важное место всегда принадлежало проблеме совершенствования ИКТ-компетентности учителя информатики. Различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых как В.Л. Акуленко, С.А. Бешенков [15], Л.Л. Босова, А.Г. Гейн, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Т.В. Добудько, С.А. Жданов, А.А. Кузнецов, В.В. Краевский, Т.А. Лавина, О.Е. Лебедев, Дж. Равен, И.В. Роберт, А.Л. Семенов, М.А. Сурхаев, и др.
Обобщая исследования в сфере информационно-коммуникационных технологий, О.Ю. Заславская [43] определяет ИКТ-компетентность учителя- предметника как его способность и готовность самостоятельно применять современные информационные технологии в образовательной деятельности для решения разнообразных учебных задач. Автор выделяет следующие компоненты ИКТ-компетентности учителя-предметника:
-
мотивационно-ценностный, отражающий профессионально-личностное его самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе; -
когнитивно-операционный, выражающий степень владения ИКТ и научно- методическими основами их применения в учебном процессе; -
рефлексивно-проектировочный, определяющий способность оценивать свой уровень и планировать условия повышения профессиональной компетентности.
Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов определяют компетентность учителя в
области ИКТ «как способность и готовность учителя ответственно и самостоятельно применять данные технологии в учебной деятельности». Коллектив авторов выделяют следующие ИКТ-компетентности учителя:
-
«ИКТ-грамотность – система знаний учителя об информационно- коммуникационных технологиях как об инструменте деятельности и коммуникации, об их возможностях и ограничениях для решения задач в области получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации, а также умений применять ИКТ на общеобразовательном уровне, то есть на уровне элементарного пользователя (на уровне образовательного учреждения); -
ИКТ-умелость – характеризуется сформированностью у учителя знаний и умений в области ИКТ и проявляется в способности педагога фрагментарно использовать ИКТ в своей педагогической деятельности как осваиваемое педагогическое средство, но при наличии методической поддержки по указаниям и инструкциям, ориентируясь на существующие методические рекомендации и разработки (на муниципальном уровне); -
ИКТ-компетентность – формирование такой компетентности ориентирует педагогов на использование ИКТ не только для обучения и воспитания обучающихся, но и в целях собственного непрерывного профессионального педагогического образования» [31].
В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова выделяют следующие составляющие ИКТ- компетенции учителя информатики:
-
общепользовательскую компетенцию; -
общепедагогическую ИКТ-компетенцию; -
предметную ИКТ-компетенцию [4, 19, 20].
Общепользовательская и общепедагогическая
ИКТ-компетенции широко освещены в психолого-педагогической литературе [3, 93, 145, 179, 238, 246].
В рамках данного исследования проанализируем специфическую(предметную)ИКТ-компетенцию, то есть изучим компетенции профессиональной деятельности учителя информатики в условиях использования современных организационных форм обучения.
В.В. Котенко, С.Л Сурменко понимают под информационно-компьютерной компетентностью учителя «системное свойство личности, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, направленного на передачу знаний, на развитие современного научного мировоззрения и личности обучающихся, открытого к динамичному обогащению и самосовершенствованию за счет получения, оценивания информации и умения создавать новую информацию, способного достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности» [65].
Формирование определенного компонента коллектив авторов В.В. Котенко, С.Л. Сурменко связывают с развитием его свойств и характеристик как части единой системы.
Ценностно-мотивационныйкомпонент,по мнению авторов, включает цели, мотивы и потребности в профессиональном обучении, саморазвитии, самосовершенствовании, самовоспитании, способствует творческому проявлению личности в педагогической деятельности. Данный компонент предполагает активацию интереса к педагогической деятельности, которая формирует потребность педагога в знаниях, в усвоении качественных методов планирования профессиональной деятельности. Кроме того,
ценностно-мотивационный компонент содержит в себе мотивы реализации профессиональной деятельности, направленные на передачу знаний и развитие студента как личности.
Когнитивныйкомпонент, наряду с теоретическими знаниями по определенному предмету, навыками и умениями работы с информационными объектами и информацией, содержит определенные знания способов передачи и получения информации, навыки совершенствования учебных умений и знаний, знания межпредметных связей, знания истории вычислительной техники и информатики как науки и т. д. Степень формирования когнитивного компонента определяется системностью, глубиной, полнотой знаний в предметной области.
Деятельностный компонент включает в себя активное применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности как средства развития и познания информационной культуры, развития творчества и совершенствования личности, а также передачи подобных качеств своим ученикам.
Коммуникативныйкомпонентпроявляется в умении устанавливать межличностные связи, овладевать средствами невербального и вербального общения, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях.
Рефлексивнаясфера информационно-компьютерной компетентности педагога определяется отношением педагога к себе и к миру, к своей профессиональной деятельности. Она включает в себя самоконтроль, познание себя и самореализацию в профессиональной деятельности, понимание собственной значимости в коллективе и понимание результатов профессиональной деятельности,