Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 868

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

дополнительныхзнанийиумений.

По мнению Н.К. Солоповой [215], в условиях глобализации, интеграции и информатизации всех сфер человеческой деятельности, когда ключевым ресурсом экономического роста страны становится интеллектуально-образовательный потенциал, общество выдвигает систему дополнительных требований к уровню профессиональной компетентности будущих учителей информатики:

  • знание основ решения профессиональных задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий;

  • умение адекватного выбора средств информационных технологий при решении профессиональных задач;

  • знание основ информационного взаимодействия;

  • понимание социально-информационной сущности решаемых профессиональных задач.

Проанализировав вышесказанное, приходим к выводу, что в структуре подготовки учителя информатики, особое внимание нужно уделить компетентностям, связанным с информационными и коммуникационными технологиями, например, информационно-коммуникативной компетентности (ИКТ-компетентности).

Необходимость формирования «информационно-коммуникативной компетентности» как одного из приоритетов в целях современного общего образования отмечается в проекте концепции образовательной области

«Информатика и информационные технологии» [74] и включает следующие ИКТ- компетенции:

  • целостное миропонимание и научное мировоззрение, базирующееся на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания;

  • представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии;

  • совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века.


Под «ИКТ-компетентностью» будем понимать способность педагога грамотно и творчески использовать комплекс навыков, умений и знаний, вырабатываемых в ходе обучения информационным технологиям, кроме того, способность к выполнению образовательной деятельности с помощью современных ИКТ в обновляющейся информационно-образовательной среде.

В психолого-педагогической литературе важное место всегда принадлежало проблеме совершенствования ИКТ-компетентности учителя информатики. Различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых как В.Л. Акуленко, С.А. Бешенков [15], Л.Л. Босова, А.Г. Гейн, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Т.В. Добудько, С.А. Жданов, А.А. Кузнецов, В.В. Краевский, Т.А. Лавина, О.Е. Лебедев, Дж. Равен, И.В. Роберт, А.Л. Семенов, М.А. Сурхаев, и др.

Обобщая исследования в сфере информационно-коммуникационных технологий, О.Ю. Заславская [43] определяет ИКТ-компетентность учителя- предметника как его способность и готовность самостоятельно применять современные информационные технологии в образовательной деятельности для решения разнообразных учебных задач. Автор выделяет следующие компоненты ИКТ-компетентности учителя-предметника:

  • мотивационно-ценностный, отражающий профессионально-личностное его самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе;

  • когнитивно-операционный, выражающий степень владения ИКТ и научно- методическими основами их применения в учебном процессе;

  • рефлексивно-проектировочный, определяющий способность оценивать свой уровень и планировать условия повышения профессиональной компетентности.

Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов определяют компетентность учителя в

области ИКТ «как способность и готовность учителя ответственно и самостоятельно применять данные технологии в учебной деятельности». Коллектив авторов выделяют следующие ИКТ-компетентности учителя:

  • «ИКТ-грамотность система знаний учителя об информационно- коммуникационных технологиях как об инструменте деятельности и коммуникации, об их возможностях и ограничениях для решения задач в области получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации, а также умений применять ИКТ на общеобразовательном уровне, то есть на уровне элементарного пользователя (на уровне образовательного учреждения);

  • ИКТ-умелость – характеризуется сформированностью у учителя знаний и умений в области ИКТ и проявляется в способности педагога фрагментарно использовать ИКТ в своей педагогической деятельности как осваиваемое педагогическое средство, но при наличии методической поддержки по указаниям и инструкциям, ориентируясь на существующие методические рекомендации и разработки (на муниципальном уровне);

  • ИКТ-компетентность – формирование такой компетентности ориентирует педагогов на использование ИКТ не только для обучения и воспитания обучающихся, но и в целях собственного непрерывного профессионального педагогического образования» [31].

В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова выделяют следующие составляющие ИКТ- компетенции учителя информатики:

  1. общепользовательскую компетенцию;

  2. общепедагогическую ИКТ-компетенцию;

  3. предметную ИКТ-компетенцию [4, 19, 20].

Общепользовательская и общепедагогическая
ИКТ-компетенции широко освещены в психолого-педагогической литературе [3, 93, 145, 179, 238, 246].

В рамках данного исследования проанализируем специфическую(предметную)ИКТ-компетенцию, то есть изучим компетенции профессиональной деятельности учителя информатики в условиях использования современных организационных форм обучения.

В.В. Котенко, С.Л Сурменко понимают под информационно-компьютерной компетентностью учителя «системное свойство личности, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, направленного на передачу знаний, на развитие современного научного мировоззрения и личности обучающихся, открытого к динамичному обогащению и самосовершенствованию за счет получения, оценивания информации и умения создавать новую информацию, способного достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности» [65].

Формирование определенного компонента коллектив авторов В.В. Котенко, С.Л. Сурменко связывают с развитием его свойств и характеристик как части единой системы.

Ценностно-мотивационныйкомпонент,по мнению авторов, включает цели, мотивы и потребности в профессиональном обучении, саморазвитии, самосовершенствовании, самовоспитании, способствует творческому проявлению личности в педагогической деятельности. Данный компонент предполагает активацию интереса к педагогической деятельности, которая формирует потребность педагога в знаниях, в усвоении качественных методов планирования профессиональной деятельности. Кроме того,
ценностно-мотивационный компонент содержит в себе мотивы реализации профессиональной деятельности, направленные на передачу знаний и развитие студента как личности.

Когнитивныйкомпонент, наряду с теоретическими знаниями по определенному предмету, навыками и умениями работы с информационными объектами и информацией, содержит определенные знания способов передачи и получения информации, навыки совершенствования учебных умений и знаний, знания межпредметных связей, знания истории вычислительной техники и информатики как науки и т. д. Степень формирования когнитивного компонента определяется системностью, глубиной, полнотой знаний в предметной области.

Деятельностный компонент включает в себя активное применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности как средства развития и познания информационной культуры, развития творчества и совершенствования личности, а также передачи подобных качеств своим ученикам.

Коммуникативныйкомпонентпроявляется в умении устанавливать межличностные связи, овладевать средствами невербального и вербального общения, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях.

Рефлексивнаясфера информационно-компьютерной компетентности педагога определяется отношением педагога к себе и к миру, к своей профессиональной деятельности. Она включает в себя самоконтроль, познание себя и самореализацию в профессиональной деятельности, понимание собственной значимости в коллективе и понимание результатов профессиональной деятельности,