Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 864
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
развивающейся информационной образовательной среды на базе средств ИКТ
§1.1. Понятие «организационные формы обучения» в дидактической и психолого-педагогической литературе
На современном этапе развития системы образования учащийся общеобразовательной школы должен быть готов к использованию инновационных форм в повседневной жизни. С помощью новых организационных форм на базе средств информационных технологий современный школьник должен уметь: вести конструктивный диалог с ровесниками, используя сетевое взаимодействие, активно работать в команде, в том числе участвовать в телекоммуникационных проектах, мобильно действовать в условиях неопределенности. Практика показывает, что основные компетенции вырабатываются лишь в опыте собственной учебной деятельности, поэтому современная образовательная среда должна планироваться таким образом, чтобы ученики попадали в условия, способствующие их становлению. А это требует создания условий и в определении организационных форм и методов работы для формирования ключевых компетенций. Как же использовать современные формы и методы обучения для развития ключевых компетенций? Необходимо проанализировать более подробно такие структурные элементы учебного процесса в информационно-образовательной среде, как форма обучения, организационная форма обучения, классификация форм обучения.
В работе проанализированы ряд положений, выдвигаемых в работах: И.М. Чередова о принципе оптимального сочетания индивидуальной, групповой и
фронтальной работы; В.К. Дьяченко, В.А. Сластенина, Н.Д. Виноградовой о коллективных формах организации учебной работы школьников; А.В. Усовой по созданию системы организационных форм обучения; М.А. Уфимцевой,
исследовавшей методические аспекты применения организационных форм в педагогическом процессе; А.М. Новикова, В.А. Сластенина, В. Оконь, В.П. Стрезикозина, Н.А. Семенова, Л.И. Божович, М.Н. Скаткина, А.Н. Янцова, изучавших различные аспекты организационных форм обучения.
Приняты во внимание результаты исследования следующих форм обучения: групповой Х.И. Лийметс; самостоятельной познавательной деятельности П.И. Пидкасистого; организации семинаров и учебных конференций О.Е. Вайнер, В.И. Мазуренс; факультативных занятий О.Ф. Кабардина, М.П. Камина, В.М. Монахова, С.М. Новикова, Д.М. Комского, Н.Г. Поташева; экскурсиях С.В. Дьякович, Р.Н. Князевой, В.В. Синявского, В.А. Сочиновой.
Также в данном исследовании развивались различные аспекты зачетно- модульной, кредитно-модульной и зачетно-рейтинговой системы организации образовательного процесса, рассмотренные в работах Л.О. Филатовой.
Во всех перечисленных исследованиях проводится анализ применения организационных форм с психологических позиций. Представляется необходимым провести анализ эффективности применения средств информационно-коммуникационных технологий при выборе тех или иных организационных форм обучения в образовательном процессе школы. Поэтому рассматриваются дидактические возможности примененияинновационныхформ вобразовательномпроцессе школы.
Не установлено существование
однозначного определения понятия
«организационные формы обучения», до настоящего времени нет научногообоснования; их классификации, не выявлена структура в разные исторические периоды, нет критического осмысливания многообразия концепций теории организационных форм обучения, не выявлены важнейшие направления дальнейшего совершенствования, не изучены важнейшие закономерности формирования и становления.
В психолого-педагогической литературе рассмотрены более подробно определения понятий «форма организации обучения», «организационные формы обучения», и «формы учебной работы».
Как отмечает И.Ф. Харламов [236], «к сожалению, понятие форма организации обучения не имеет в дидактике достаточно четкого определения». По мнению автора, многие исследователи обходят эту проблему стороной и просто ограничиваются повседневным представлением о сущности данного понятия. Так, например, И.Я. Лернер организационную форму понимает как процесс обучения и взаимодействия педагога и обучающихся, которое регулируется некоторым, заранее установленным режимом и порядком. Отсюда, становиться актуальным вопрос: что такое «организация» в данном контексте и в чем состоит ее сущность? Что такое форма организации обучения [91]?.
В педагогике понятие «форма» рассматривается как с позиции философской, так и с чисто позиции лингвистической. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «форма» истолковывается как вид, структура, тип, устройство, конструкция чего-либо, обусловленная некоторым, заранее определенным, содержанием.
Форма - это внешнее очертание, наружный вид, заранее заданный порядок. Форма любого процесса, явления, предмета определена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. «Форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета» - так интерпретирует «Философская энциклопедия» понятие форма обучения [233].
И.М. Чередов форму обучения определяет следующим образом: «Форма - это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности студента» [239]. Содержание является ядром формирования самого процесса обучения, средством его выживания, обладает личным движением и включает в себе возможности безграничного развития, что и обусловливает его главную роль в развитии обучения.
Проанализировав концептуальные подходы педагогов, П.И. Пидкасистый приводит свое определение «формы обучения»: «Форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной
деятельностью учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоения способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков, циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством
обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления» [178].
Б.Т. Лихачев форму обучения определяет как «целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов» [92].
И.И. Прокопьев раскрывает это понятие следующим образом: «форма обучения – это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов» [191].
Отдельные ученые-педагоги, например М.И. Махмутов, считают, что в науке есть потребность разграничении двух понятий «форма» и «форма обучения». В случае «форма обучения» обозначает фронтальную, индивидуальную и коллективную работу школьника. В этом смысле понятие
«форма обучения» различается от понятия «форма организации обучения», означающего какой-либо вид занятия, например семинар, внеаудиторное мероприятие, урок, лекция и т.п. [146].
И в этой связи необходимо выяснить, что подразумевается под понятием
«организация» и в чем суть педагогической трактовки этого понятия? Толковый словарь В. Даля охарактеризует понятие «организовать или организировать» как установить, составить, устроить, образовать, основать стройно, привести в порядок. Философская энциклопедия дает