Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 881

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Новые организационные формы обучения на базе средств информационно- коммуникационных технологий будут способствовать профессиональному росту современного учителя информатики и эффективному построению ими образовательного процесса в образовательном учреждении. К сожалению, в образовательном процессе крайне ограниченно применяются такие инновационные формы организации обучения как: кейс-технологии, e-mail- консультации, дистанционное обучение, телекоммуникационные проекты, слайд- лекции, метод телеконференций, сетевое взаимодействие, компьютерное тестирование, online-лекции, чаты, форумы.

В качестве критериев классификации форм обучения чаще всего учеными- педагогами используются следующие: количество и состав обучающихся, место учебы, продолжительность учебной работы и др. По этим критериям формы обучения различаются соответственно на групповые, индивидуальные, коллективные, внешкольные и школьные, внеклассные и классные. Данная классификация не является строго научной, однако позволяет немного упорядочить разнообразие форм обучения.

В учебнике «Педагогика» под редакцией П.И. Пидкасистого все формы обучения делятся на следующие группы: индивидуально-групповые, внеклассные и классные, индивидуальные, внешкольные и школьные, коллективные [178].

Такие исследователи, как И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов предлагают разнообразие организационных форм обучения классифицировать с точки зрения выполнения ими целей образования и систематичности их применения. Авторы разделяют многообразие форм
обучения на три главные группы: вспомогательные, дополнительные и основные. К основным формам обучения они относят урок вузе лекция). К дополнительным занятия, которые проводятся с группой или отдельными обучающимися с целью устранения пробелов в знаниях, выработки навыков и умений, удовлетворения огромного интереса к изучаемому предмету. Эта группа включает также консультации и домашнюю работу обучающихся. К вспомогательным формам относятся занятия, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся в соответствии с их склонностями. Это, главным образом, разнообразные формы клубной и кружковой работы, а также факультативы [206].

И.М. Чередов указывает, что в нынешней дидактике организационные формы обучения делятся на факультативные и обязательные, домашние и классные занятия. Он выделяет общие и конкретные формы. К общим формам И.М. Чередов относит фронтальные, групповые и индивидуальные, а к конкретным - уроки и другие формы учебных занятий по определенному предмету [239].

В.И. Андреев выделяет внутренние формы организации обучения, классифицируя их по структурному взаимодействию отдельных разделов с точки зрения доминирующей цели обучения: вступительное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по обобщению и классификации знаний, комбинированные формы занятий, занятие по контролю умений, навыков

и знаний [5].

А.М. Новиков приводит классификацию форм обучения по одиннадцати

критериям:

  • по количеству образовательных учреждений, где учащийся, проходит одну образовательную программу (стандартный вариант: одно образовательное учреждение – одна образовательная программа (университет, колледж, техникум,

школа и т.д.); одна образовательная программа несколько образовательных учреждений, где учащийся проходит обучение);

  • по способу получения образования (дистанционная, вечерне-сменная, заочная, очная, самообразование и т.д.);

  • по системам обучения (поучастиюилинеучастиюучителя(учителей)в процессе учения – самообразование (самообучение), самостоятельная учебная работа, учение с помощью учителя (учителей), индивидуализированные формы(системы) – индивидуально-групповая форма, индивидуализированные системы обучения, индивидуальная форма обучения (бригадно-лабораторный метод, Келлера-план, Дальтон-план, бригадно-индивидуальное обучение, Батавия-план), коллективныесистемыобучения лекционно-семинарская система обучения, коллективная классно-урочная система обучения);

  • по механизму декомпозиции содержания обучения (метод проектов (комплексный механизм), дисциплинарный механизм);

  • по основанию опосредованного или непосредственного общения учащихся с учителем или учебно-методическими материалами (например, дистанционноеобучение - одна из форм опосредованного общения);

  • по числу учителей, синхронно проводящих учебное занятие (один учитель одно занятие (тьютор, преподаватель, учитель и т.д., два и более педагогов - одно занятие: лекция-панель (США), бинарные уроки);

  • по эпизодичности или постоянству работы учителя с определенным контингентом учащихся (стандартный вариант один учитель ведет один учебный предмет всегда; второй вариант – для некоторых занятий приглашаются другие учителя, например «гостевые профессора» – крупные ученые-специалисты в некоторой области);

  • по основанию «монолог-диалог» (стандартный вариант монологическое обучение: тьютор, лектор или преподаватель показывает и говорит – все учащиеся записывают и слушают, или школьник отвечает заданный урок – преподаватель и все остальные обучающиеся слушают; другой вариант – занятия в форме диалога, например интерактивные формы учения-обучения,


которое происходят в процессе обмена идеями, мнениями, информацией между объектами учебного процесса);

  • по месту проведения учебных занятий (традиционные занятия в одном и том же месте – в общеобразовательной школе, вузе и т.д.; выездные занятия – в иных учреждениях образования, воскресные школы, производственная практика обучающихся, учебные экскурсии, выездные занятия на предприятиях, летние учебные лагеря, выездные школы и т.п.);

  • по целевой направленности занятий (Занятия по систематизации и обобщению знаний, умений и навыков; вводные; по формированию знаний, умений и навыков; заключительные. Занятия по контролю усвоения учебного материала: экзамены, тестирование, зачеты, коллоквиумы, самооценивание, защита рефератов, собеседования, контрольные работы, курсовых и дипломных работ);

  • по видам учебных занятий (лабораторно-практическая работы, консультация, урок, игра, конференция, лекция, тренинг, лабораторное и практическое занятие, семинар, тьюториал и т.д. [164, 165].

Дальнейшее использование организационных форм будет смещаться, по мнению А.М. Новикова, в сторону формирования разнообразных форм приобретения образования (дистанционное обучение, экстернат, открытое образование и т.д.); дистанционного обучения; смещения акцентов на индивидуальную работу учащихся и самообучение; сочетание модульного (объектного) и предметного (дисциплинарного) обучения; раскручивание нетрадиционных форм организации учебного процесса, например, интерактивных, диалоговых форм; смещение акцентов в контроле достижений
обучающихся на их самооценивание [164]. Однако в этой классификации автора непонятно, какое место занимают современные средства ИКТ и спроектированные на их основе инновационные организационные формы обучения.

С.А. Михеева систематизирует организационные формы обучения по следующим показателям:

а) по форме обучения;

б) по форме организации учебных занятий;

в) по форме организации учебной деятельности [149].

Применение разнообразных организационных форм и методов при использовании учащимися средств информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности обеспечивает их активность, а также возможность самореализации индивидуальных потребностей учащихся. В то же время исследователи отмечают, что чрезмерное увлечение различными методами и организационными формами, как и их однообразие, рождает

«полудеятельность» или «деятельностную дистрофию» [169]. Исходя из этого необходима систематизация организационных форм в школе, так как любой метод обучения и любая организационная форма в силу своих характерных особенностей осуществляет свойственные именно им педагогические функции в формировании у обучающихся готовности к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности. Таким образом, можно отметить, что наличие многочисленных классификаций (В.К. Дьяченко, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, И.М. Чередов и др.) не позволяет учителям информатики разобраться в сущности данных понятий. Современному педагогу, прежде, чем проектировать образовательный процесс по определенному предмету, необходимо заранее четко знать, какими формами обучения он может