Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 887

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Инновационные формы организации учебных занятий по информатике


Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле" - поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

Общество и государство ставят перед современными образовательными учреждениями новые учебные цели и задачи, решать которые невозможно, работая традиционно, без внедрения и разработки востребованных новшеств.

По мнению В.А. Сластёнина, «понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [209, 210].

Педагогическая инновация, по мнению Е.С. Рапацевича, означает нововведение в педагогическую деятельность, трансформации в технологии обучения, содержании и воспитании, имеющие целью улучшение их эффективности.

По данным социологических исследований [243], более 90% образовательных учреждений Российской Федерации охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие,
осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов.

Инновации в образовании выступают как новшествами, намеренно разработанными и спроектированными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. Примерами инновации в образовании могут выступать: новые эффективные организационные формы, новые образовательные технологии, проект качественного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению, научно-теоретическое знание определённой новизны. Нововведения – это нетрадиционные качественные состояния образовательного процесса, развивающиеся при внедрении в практику достижений психологической и педагогической наук при применении передового педагогического опыта [219, 220, 221].

Так, например, под инновациями в обучении К.Е. Сумнительный понимает новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области по его мнению относятся:

а) организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

  • создание профильных классов;

  • методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

  • игровые методики (викторины, диспуты).

б) организация занятий разрушением классно-урочной системы):

  • метод проектов;

  • создание схем сетевого взаимодействия (может проходить как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы);

  • индивидуальные образовательные траектории;

  • тьютерство.

в) представление

и передача содержания образования

г) методы оценивания образовательного результата [217].

Сущность инновационных процессов в образовании, по мнению Р.П. Аркаевой [7], определяются двумя важнейшими проблемами педагогики:

        1. Внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику.

        2. Обобщение, распространение и изучение передового педагогического опыта.

Потребность в инновационном характере педагогической деятельности в современных условиях формирования образования, культуры и общества обусловливается рядом условий.

Во-первых, проистекающие социально-экономические реформы определили потребность всестороннего реформирования системы образования, технологии и методологии организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа. Работа педагога и обучающихся, направленная на инновационную деятельность, содержащая в себе использование, освоение и создание образовательных новинок, выступает катализатором реформирования системы образования.

Во-вторых, увеличение гуманитаризации содержания образования, постоянное увеличения объема, изменения изучаемых предметов, введение современных учебных предметов спровоцирует постоянный поиск новых организационных форм обучения. В этой связи значительно возрастает роль и авторитет учителя информатики.

В-третьих, изменение характера отношения учителя информатики к самому факту усвоения и использования педагогических нововведений. Система

образования требует строгой регламентации содержания образования, в этой связи учитель ограничен не только в самостоятельном
выборе изучаемых предметов, новых учебных программ, но и в применении новых методов, форм и средств обучения. Традиционно инновационная деятельность педагога сводилась главным образом к применению рекомендованных сверху нововведений, но на современном этапе развития системы образования она приобретает все более исследовательский, избирательный характер. Соответственно, немаловажным направлением в деятельности современного учителя информатики становится оценка и анализ внедряемых нововведений, организация условий для их эффективного применения и разработки [7].

Отталкиваясь от выше сказанного, можно сделать следующий вывод: новые результаты образования в рамках традиционных форм, средств и методов обучения не могут быть эффективно сформированы. Соответственно, одним из главных путей реформирования системы образования и придания ему инновационного характера является применение современных организационных форм на занятиях по информатике в обновляющейся информационно- образовательной среде на базе средств ИКТ.

Дистанционноеобучение(ДО)- это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия учителей и учащихся между собой и с учебно- методическим материалом, инвариантный к их местоположению в пространстве и времени, который осуществляется в специфической дидактической системе.

Следует отметить, что термин «дистанционное образование» (distanceeducation), получил значительно меньшее распространение по сравнению с термином «дистанционное обучение». Это в значительной степени объясняется тем, что в России,
в соответствии с Законом об образовании, дистанционной формы образования до недавнего времени (2010г.) не было: закон регламентировал только четыре основных формы образования: очную, заочную, очно-заочную и экстернат, а также в форме семейного образования и самообразования.

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. обучающиеся будут проводить в классе (аудитории) лишь 30 40 % времени, 40% будет отведено на ДО на основе использования современных коммуникационных технологий, а остальное время на индивидуальное обучение (самообразование). Отсюда понятен огромный интерес к использованию средств ИКТ в дистанционном образовании - и вузовском, и школьном, и в системе дополнительного профессионального образования, т.е. во всех звеньях непрерывного образования.

Одним из первых опытов создания курса дистанционного обучения в России был разработанный в 1995 году в учреждении РАО учеными М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, А.Е. Петровым, Е.С. Полат курс для учителей «Компьютерные телекоммуникации школе». В дальнейшем курс получил распространение в других регионах России, и на основе разработанной методики было создано множество курсов дистанционного обучения для педагогов и для студентов. Перспективы образования тесно связаны с дистанционным обучением. Дистанционное образование одно из важнейших направлений формирования системы непрерывного образования во всех странах мира.

Для человека, с трудом передвигающегося по собственной квартире, дневная