Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 887
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Инновационные формы организации учебных занятий по информатике
Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле" - поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества.
Общество и государство ставят перед современными образовательными учреждениями новые учебные цели и задачи, решать которые невозможно, работая традиционно, без внедрения и разработки востребованных новшеств.
По мнению В.А. Сластёнина, «понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [209, 210].
Педагогическая инновация, по мнению Е.С. Рапацевича, означает нововведение в педагогическую деятельность, трансформации в технологии обучения, содержании и воспитании, имеющие целью улучшение их эффективности.
По данным социологических исследований [243], более 90% образовательных учреждений Российской Федерации охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие,
осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов.
Инновации в образовании выступают как новшествами, намеренно разработанными и спроектированными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. Примерами инновации в образовании могут выступать: новые эффективные организационные формы, новые образовательные технологии, проект качественного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению, научно-теоретическое знание определённой новизны. Нововведения – это нетрадиционные качественные состояния образовательного процесса, развивающиеся при внедрении в практику достижений психологической и педагогической наук при применении передового педагогического опыта [219, 220, 221].
Так, например, под инновациями в обучении К.Е. Сумнительный понимает новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области по его мнению относятся:
а) организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)
-
создание профильных классов; -
методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения; -
игровые методики (викторины, диспуты).
б) организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):
-
метод проектов; -
создание схем сетевого взаимодействия (может проходить как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы); -
индивидуальные образовательные траектории; -
тьютерство.
в) представление
и передача содержания образования
г) методы оценивания образовательного результата [217].
Сущность инновационных процессов в образовании, по мнению Р.П. Аркаевой [7], определяются двумя важнейшими проблемами педагогики:
-
Внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику. -
Обобщение, распространение и изучение передового педагогического опыта.
Потребность в инновационном характере педагогической деятельности в современных условиях формирования образования, культуры и общества обусловливается рядом условий.
Во-первых, проистекающие социально-экономические реформы определили потребность всестороннего реформирования системы образования, технологии и методологии организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа. Работа педагога и обучающихся, направленная на инновационную деятельность, содержащая в себе использование, освоение и создание образовательных новинок, выступает катализатором реформирования системы образования.
Во-вторых, увеличение гуманитаризации содержания образования, постоянное увеличения объема, изменения изучаемых предметов, введение современных учебных предметов спровоцирует постоянный поиск новых организационных форм обучения. В этой связи значительно возрастает роль и авторитет учителя информатики.
В-третьих, изменение характера отношения учителя информатики к самому факту усвоения и использования педагогических нововведений. Система
образования требует строгой регламентации содержания образования, в этой связи учитель ограничен не только в самостоятельном
выборе изучаемых предметов, новых учебных программ, но и в применении новых методов, форм и средств обучения. Традиционно инновационная деятельность педагога сводилась главным образом к применению рекомендованных сверху нововведений, но на современном этапе развития системы образования она приобретает все более исследовательский, избирательный характер. Соответственно, немаловажным направлением в деятельности современного учителя информатики становится оценка и анализ внедряемых нововведений, организация условий для их эффективного применения и разработки [7].
Отталкиваясь от выше сказанного, можно сделать следующий вывод: новые результаты образования в рамках традиционных форм, средств и методов обучения не могут быть эффективно сформированы. Соответственно, одним из главных путей реформирования системы образования и придания ему инновационного характера является применение современных организационных форм на занятиях по информатике в обновляющейся информационно- образовательной среде на базе средств ИКТ.
Дистанционноеобучение(ДО)- это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия учителей и учащихся между собой и с учебно- методическим материалом, инвариантный к их местоположению в пространстве и времени, который осуществляется в специфической дидактической системе.
Следует отметить, что термин «дистанционное образование» (distanceeducation), получил значительно меньшее распространение по сравнению с термином «дистанционное обучение». Это в значительной степени объясняется тем, что в России,
в соответствии с Законом об образовании, дистанционной формы образования до недавнего времени (2010г.) не было: закон регламентировал только четыре основных формы образования: очную, заочную, очно-заочную и экстернат, а также в форме семейного образования и самообразования.
По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. обучающиеся будут проводить в классе (аудитории) лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на ДО на основе использования современных коммуникационных технологий, а остальное время на индивидуальное обучение (самообразование). Отсюда понятен огромный интерес к использованию средств ИКТ в дистанционном образовании - и вузовском, и школьном, и в системе дополнительного профессионального образования, т.е. во всех звеньях непрерывного образования.
Одним из первых опытов создания курса дистанционного обучения в России был разработанный в 1995 году в учреждении РАО учеными М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, А.Е. Петровым, Е.С. Полат курс для учителей «Компьютерные телекоммуникации – школе». В дальнейшем курс получил распространение в других регионах России, и на основе разработанной методики было создано множество курсов дистанционного обучения для педагогов и для студентов. Перспективы образования тесно связаны с дистанционным обучением. Дистанционное образование одно из важнейших направлений формирования системы непрерывного образования во всех странах мира.
Для человека, с трудом передвигающегося по собственной квартире, дневная