Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 711

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

располагать, например, если в данной школе нет возможности организовать дистанционное обучение, ему следует заранее проектировать образовательный процесс таким образом (то есть выбрать такие формы обучения), чтобы потребности ученика были полностью удовлетворены. Кроме этого, для повышения качества обучения и наиболее эффективного проведения конкретного занятия современный учитель должен уметь выбрать наиболее оптимальную форму (одну или несколько) проведения занятия, отвечающую целям и задачам урока, что в свою очередь будет способствовать достижению современных образовательных результатов. Таким образом, предлагается типология организационных форм обучения, основанная на систематизации по ориентации

учителей информатики на достижение запланированных образовательных результатов в школе (см. таблицу 1):

  • метапредметные, прежде всего, универсальные учебные действия (УУД) (коммуникационные, регулятивные, познавательные и др.);

  • предметные (информация и способы её представления, основы алгоритмической культуры, использование программных систем и сервисов, работа в информационном пространстве).
Таблица 1 - Фрагмент систематизации организационных форм по планируемым образовательным результатам

Основные образовательные результаты

Формы образовательного процесса, направленные на эффективное достижение образовательных результатов в школе

Метапредметные(УУД идр.)




  • коммуникационные

сетевое взаимодействие, форум, чат

  • регулятивные

факультативная работа, учебные кружки, кейс- технологии, телекоммуникационный проект,

самостоятельная работа с использованием ИКТ

  • познавательные

лабораторная работа, учебные кружки, сетевое

взаимодействие, факультативная работа, телеконференция, экскурсия, чат

  • и др.




Предметные (по информатике) [190]




  • умение представлять информацию в различной форме

семинар, практическая работа, телекоммуникационный проект и др.

  • умение строить модели объектов и процессов из разных предметных областей с применением

традиционных средств

семинар, лабораторная работа, кейс-технологии, самостоятельная работа с использованием ИКТ и др.

  • умение применять средства ИКТ для решения задач из разнообразных сфер человеческой деятельности

факультативная работа, кейс-технологии, сетевое взаимодействие, учебные кружки и др.

  • построение элементарных функциональных схем узловых

устройств компьютера

лабораторная работа, учебный проект, самостоятельная работа с использованием ИКТ и др.

  • умение анализировать и сопоставлять источники информации

сетевой проект, телекоммуникационный проект, факультативная работа, учебные кружки и др.

  • и др.





В данной систематизации каждому планируемому результату обучения поставлено в соответствие несколько организационных форм, способствующих их эффективному достижению [115].

Поскольку перед современным учителем информатики стоит задача проектирования образовательного процесса в школе, то любое проектирование требует того, чтобы использованные инструменты (организационные формы) как- то различались между собой, то есть была бы какая-то систематизация. Соответственно, данная систематизация (типология) поможет учителю информатики разобраться в многообразии организационных форм обучения в школе, поможет в выборе оптимальной формы проведения занятий по информатике и построения образовательного процесса для достижения запланированных образовательных результатов.

Использование новых инновационных форм обучения на базе средств ИКТ в обновляющейся информационно-образовательной среде позволяет наполнить новым содержанием традиционную организацию занятий по информатике и повысить эффективность учебного процесса в школе.

§1.3. Использование традиционных и инновационных организационных форм обучения на занятиях по информатике в школе




Формыорганизацииучебныхзанятийпо информатике делятся на два вида: традиционные формы (лекция, семинар, лабораторная работа, коллоквиум, практика и т.д.) и инновационныеформы(компьютерное тестирование, кейс- технологии, слайд-лекции, e-mail-консультации, телекоммуникационные проекты, форумы, online-лекции, сетевое взаимодействие, метод компьютерных конференций, дистанционное обучение и др.).

      1. Традиционные формы организации учебных занятий по информатике


Лекция. Главное предназначение лекции на занятиях по информатике – довести до учащихся теоретические основы изучаемого предмета, развивать интерес к учебному процессу и учебной деятельности, а также сформировать у учащихся ориентиры для самостоятельной работы.

В психолого-педагогической литературе [5, 178, 193, 206, 236] учеными выделяются следующие типы лекций: информационная лекция, обзорная лекция ивводная лекция. В общеобразовательной школе на занятиях по информатике могут быть применены следующие формы лекционных занятий: лекция-пресс-конференция, проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками,лекция-визуализацияи др. В дистанционном обучении также применяются следующие виды лекционных занятий: видеолекции,мультимедиалекции.

По мнению Т.А. Лавиной, использование информационных технологий на лекционных занятиях по информатике в школе позволяет предоставлять конспекты лекций ученикам (которые могут быть дополнены дополнительными
учебно-методическими материалами, подборками статей,) на электронных носителях, доступных разным категориям пользователей, что несомненно будет способствовать возможности повторения учебного материала по рассматриваемой проблематике, а также повысит эффективность излагаемого материала [83].

С использованием информационных технологий на занятиях по информатике в современной школе применяются следующие виды лекционных занятий: online-лекция,слайд-лекция,видеолекция.Кроме того, практикуется проведение комбинированных лекций, когда применяется интерактивная доска, мультимедиа проектор, чтение лекции учителем сопровождается компьютерными презентациями. Использование средств информационных технологий на лекциях развивает внимание, содействует погружению школьников в обновляющуюся информационно-образовательную среду.

При чтении таких лекций необходимо часть вопросов вынести заранее для обсуждения на образовательные порталы школы. Так, например, при прочтении проблемной лекции, учитель информатики заранее излагает проблемную ситуацию на образовательном портале для анализа школьниками. Школьники, разрешая противоречия, заложенные учителем в проблемных ситуациях, самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые учитель должен был сообщить в качестве новых знаний, то есть применяем на лекции сетевоевзаимодействие. На самой лекции учитель информатики корректирует полученные решения проблемных ситуаций, проводит дискуссию по наиболее острым вопросам, затрагиваемым школьниками [51].

Применение новых организационных форм на базе средств современных
информационных технологий на лекциях по информатике, безусловно, активизирует внимание школьников, способствует погружению в образовательный процесс, позволяет установить обратную связь между аудиторией и учителем в режиме реального времени, позволяет существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания.

Семинарскиезанятияпоинформатикенеобходимы для глубокого изучения предмета. На данных занятиях происходит осмысление текущего теоретического материала, а также развивается умение высказывать собственную точку зрения, вырабатываются навыки для будущей профессиональной деятельности учащихся. Соответственно, эти занятия (семинарские занятия, на

которых нужно применять новые информационные технологии) необходимо проводит в компьютерных классах для демонстрации различных аспектов семинарского занятия при помощи средств информационных технологий. Основная цель семинарских занятий по информатике - обеспечить учащимся возможность овладеть умениями и навыками применения теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Методической особенностью проведения семинарских занятий по информатике на современном этапе в школе является информационное сопровождение в демонстрационном режиме выступления учащихся с докладом, в том числе в виде реферата, по выполненному, индивидуально или группой учащихся, телекоммуникационному проекту с целью углубленного получения знаний по изучаемой