Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 899
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Телекоммуникационныйпроект“Библиотека”. Создать базу данных в MS Access библиотечного фонда школы и организовать автоматический контроль над выданными книгами. В БД “Библиотека” создать следующие три таблицы:
«Книги», «Читатели», «Заказы» и в соответствии с этим класс поделить на три группы, для организации конкурса на лучший проект. Далее на семинарском занятии каждая группа защищает свою работу, при этом вместе со специалистами библиотечного фонда сообща выбирают лучший проект.
Использование организационных форм на занятиях по информатике позволяет, например при изучении БД актуализировать полученные знания в реализации конкретной прикладной задачи, дает возможность учащимся самим пройти все этапы от проектирования и ведения БД до создания законченного приложения, а также способствует развитию творческих способностей учащихся.
Практическиезанятияиграют существенную роль в выработке у школьников навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с учителем. Практические занятия по информатике целесообразно проводить через две, три лекции, логически продолжая работу, начатую на лекции.
Лабораторныеработыпо информатике интегрируют теоретико- методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином
процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Опыт работы в школе показывает,
что лабораторные работы на занятиях по информатике в условиях внедрения развивающейся информационно-образовательной среды на основе средств ИКТ с ее дидактическими возможностями, в процентном соотношении, используются крайне мало. С методической точки зрения, лабораторная работа позволяет формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной и групповой работы, развивать творческие способности и индивидуализировать процесс обучения школьников по информатике.
Рассматривается один из методов проведения лабораторных работ на занятиях по информатике – методучебныхпроектов на примере создания электронного средства образовательного назначения. Достаточными знаниями для создания данного проекта являются знания не только в области создания программного обеспечения, но и в области оценки качества программных средств учебного назначения.
При проведении лабораторной работы учащимся предполагается для усвоения того или иного раздела изучаемой дисциплины, продемонстрировать готовый учебный проект. Далее предполагается, что два-три ученика (соответственно ученик демонстрирует умение работать в группе) получают индивидуально-групповые задания. Немаловажной особенностью учебного проекта на занятиях по информатике является осознанный выбор его проблематики, который зависит от проходимой темы и степени соответствующей подготовки школьника.
Практикум - один из видов лабораторных работ на занятиях по информатике, проводимых при завершении
крупных модулей изучаемого предмета и имеющий преимущественно повторительно-обобщающий характер. На практикуме как правило даются более трудоемкие и сложные работы, чем во время проведении лабораторных работ [110]. Например, можно предложить задание по кейс-технологии.
Лабораторнаяработапо информатике. Создать собственную веб-страницу на сайте http://www.narod.ru, выложить собственные учебные разработки
(интересные задачи, игры и т.д.), которые могут быть интересны одноклассникам, учителям, родителям. Для обсуждения выложенных задач на веб-странице попытаться создать форум или создать ссылку на действующий форум. На образовательном портале школы создать ссылку на собственную веб-страницу для быстрого доступа.
Самостоятельная работа на занятиях по информатике. Работа, осуществленная вне аудитории без непосредственного участия учителя информатики, но по его заданию в определенное учителем время, называется самостоятельной работой учащихся. Для самостоятельной работы школьников по информатике в школе обычно отводится столько же учебного времени сколько и на классную работу, тем самым выделяется педагогическая значимость этой формы обучения. Колоссальный педагогический потенциал развивавшейся информационно-образовательной среды на базе средств ИКТ образовательного учреждения играет очень значительную роль для самостоятельной работы школьников, например, предоставление доступа к Интранет ресурсам учебного назначения (образовательным порталам школы,
к библиотечной базе). Соответственно, необходимо постоянно изменять данные ресурсы.
Самостоятельная работа по информатике предполагает изучение психолого- педагогической литературы, участие в деловых играх, педагогических и психологических тренингах, работу в научных кружках, секциях, проблемных группах, проведение учащимися пробных уроков, занятий, освоение большого объема материала по изучаемому предмету посредством работы с первоисточниками, решения педагогических задач, разработки проектов, написания рефератов, проведения учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы и т. д.
Самостоятельная работа по информатике способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать. Без активной деятельности самой личности невозможен процесс целенаправленного
становления будущего выпускника общеобразовательной школы. Рассмотрим пример такой работы [119, 120, 135].
Самостоятельнаяработа«Организациясетевоговзаимодействияна Педсовет.org». Для выполнения самостоятельной работы ученики разбиваются на группы по несколько человек. Учитель информатики заранее выкладывает образовательную задачу на форум проекта Педсовет.org. Каждая группа сообща пытается найти оригинальное решение поставленной проблемы. По ходу поиска решения участники группы дискутируют между собой и с учителями разных школ, для оптимального решения поставленной задачи на портале Педсовет.org или же на аналогичных образовательных порталах.
Анализируя вышеизложенное, можно заметить, что использование новых
организационных форм на занятиях по информатике в школе, несомненно, способствует более эффективному проведению занятий, и в этой связи необходимо рассмотреть более подробно дидактические возможности этих новых организационных форм обучения.
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 59