Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 865

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

знакомство участников сообщества с современными образовательными ресурсами. Это место для обсуждения накопившихся проблем системы образования; обмена накопленным педагогическим опытом; консультаций с узкоспециализированными специалистами по определенной тематике; тестирования по разнообразным областям науки и образования, а также создания индивидуальных тестов; учебной и методической помощи педагогам. Сообщество «Интернет-государство учителей» обладает банком образовательных ресурсов «Инфотека», позволяющим на «виртуальном педсовете» обсудить различные профессиональные проблемы, здесь любой желающий учитель может получить профессиональную

консультацию от своих коллег, а также поделиться своим накопившимся педагогическим опытом. На данном ресурсе учителя могут разместить учебно- методические материалы, получить профессиональную оценку на уже опубликованные работы, могут участвовать в форуме.

Информационно-образовательный портал RusEdu (http://rusedu.net). Ресурс "Сетевого образовательного сообщества RusEdu" создан группой образовательных ресурсов RusEdu. Данный ресурс содержит больше десяти сайтов педагогической и образовательной тематики.

Ресурс "Сетевого образовательного сообщества RusEdu" является виртуальным методическим комплексом, где современные учителя могут обмениваться своим накопленным педагогическим опытом, узнать других и показать себя. На данном ресурсе можно разместить индивидуальные
и коллективные разработки учителей. На данном ресурсе: размещаются текущие новости системы образования; имеется методическая копилка, дебат-клуб, архив образовательных программ.

ОбразовательныйпорталUcheba.com. Ресурс «Образовательный портал Ucheba.com» создан некоммерческим информационным сообществом

«Российский Интернет» и направлен на тех, кто профессионально ориентирован на педагогическую деятельность, в то же время здесь смогут найти необходимую информацию и родители обучающихся, а также и сами обучающиеся. Данный ресурс содержит каталог необходимого учебного оборудования, учебное оборудование Российского Академии Образования с комментариями профессионалов; минимальный необходимый перечень учебного оборудования для образовательного учреждения; перечень поурочных планов; перечень тематических планов; есть информация об экзаменах, а также методическая копилка.

ПорталМИНОБР.ОРГ (http://www.minobr.org). Данный ресурс служит площадкой для всевозможных конкурсов для учащихся различных возрастных категорий; всероссийских дистанционных олимпиад по различным школьным предметам, а также всероссийских марафонов для различных учащихся; открытых

всероссийских фестивалей для учащихся различных возрастных категорий. Ресурс предоставляет возможность: преподавателям стать одним из организаторов всероссийских мероприятий; ученикам, а также их ним родителям получить профессиональную помощь педагога и психолога; получить сертификат участника всероссийских олимпиад или конкурсов; выиграть грант на обучение в вузе; получить профессиональную рецензию на творческие работы обучающихся от

передовых учителей.

Портал«Методисты.ру» (http://metodisty.ru). Ресурс «Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру» входит в «Информационно- образовательный портал RusEdu». Ресурс состоит из огромного количества сайтов, связанных единой тематикой - обучение и образование. Данный ресурс - это огромный шаг на пути использовании средств информационных технологий в педагогической деятельности. Предназначен ресурс для удовлетворения потребностей учителей в общении между собой, обмене педагогической информацией, а также позволяет учителю самосовершенствоваться. Ресурс содержит чат, возможность для диспутов, тематические площадки, блог, тематический форум. На ресурсе есть не менее тридцати групп для общения различной направленности (различная тематика и направления родители, классные руководители, предметники, администрация и т.д.). каждая группа внутри сообщества выкладывает для обсуждения методические разработки уроков, учебных программ, презентации уроков.

Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество (http://window.edu.ru/resource/057/47057). Целью данного ресурса является применение возможностей «педагогов-передовиков», а также передовых педагогических коллективов для осуществления независимой экспертизы главных компонентов ФГОС общего образования 2-го поколения.

ПорталИнтернет-сообществаучителей (http://pedsovet.su). Главный принцип ресурса: "Учитель, помоги учителю!". Данный ресурс содержит разнообразные цифровые образовательные ресурсы,
такие как учебные программы, презентации уроков, методические разработки уроков и т.д. Также на

данном ресурсе есть тематический форум, разнообразные разделы по школьным предметам, новости образования и т.д. Можно обсудить и рассказать о всех аспектах связанных с общеобразовательной школой, а также учебной деятельностью. В этих обсуждениях принимают участие не только школьные педагоги, но и учащиеся, а также родители.

Сообщество учителей Intel Education Galaxy - Образовательная галактика Intel. (http://edugalaxy.intel.ru/index.php). Данный ресурс позволяет общаться педагогам-единомышленникам не только между собой, но и с независимыми экспертами, для этого имеются соответствующие блоги и форумы. В качестве экспертов выступают тьюторы программ и методисты, служащие компании Intel, независимые консультанты, а также журналисты. Тематика вопросов, обсуждаемых на ресурсе «Образовательная галактика», ежедневно дополняется и меняется. Материалы, выкладываемые на данном ресурсе, полезны непосредственно учителям практикантам, а также теоретикам.

Сообщество e-Learning PRO. (http://www.elearningpro.ru). Ресурс «e-Learning PRO» служит для объединения единомышленников-профессионалов работающих в области электронного обучения. Любой участник сообщества «e-Learning PRO» может участвовать в разработке и организации электронного обучения, в обмене знаниями и опытом проектирования учебного процесса при дистанционном обучении, имеет доступ к учебно-методическим материалам, необходимым для развития электронного проекта.

Проведенный дидактический и методический
анализ возможностей педагогических сообществ позволяет считать, что эти ресурсы оказывают содействие учителю: в организации дистанционной формы деятельности; повышении профессиональной квалификации педагогов из отдаленных уголков страны; передаче педагогического опыта; помогают непосредственно контактировать с авторами учебников и учебно-методических материалов, с передовыми учеными, с различными специалистами системы образования; в методической поддержке учителей в области современных ИКТ; в расширении информационно-образовательной среды образовательного учреждения;

обеспечении вхождения российских учителей в международное сообщество, повышении эффективности педагогических процессов на основе использования ИКТ.

Более 80% участников этих ресурсов («Педсовет.org», «Открытый класс»,

«Сетевое образовательное сообщество RusEdu» и др.) школьные педагоги высшей и первой квалификационной категории, передовые учителя-методисты, что позволяет построить в сети Интернет некоторую систему тьюторства. Эта система может включат разнообразные: консультативные линии; мастер-классы; лучшие презентации; экспертные материалы передовых педагогов; индивидуальные и коллективные курсы повышения квалификации педагогических кадров. Выкладывая свои учебно-методические материалы, современный педагог может получить квалифицированную профессиональную помощь и оценку выкладываемых работ от своих коллег по образованию. Применение этих ресурсов («Педсовет.org», «Открытый класс», «Сетевого образовательного сообщества RusEdu» и др.) в образовательном процессе позволяет любому