Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 896

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

участнику педагогических сетевых сообществ разработать индивидуальную траекторию профессионального роста и самообразования.

Таким образом, выделяются следующие дидактические возможности использования сетевого взаимодействия в образовательном процессе:

  • свободный доступ к образовательной, научной и научно-популярной информации, создаваемой педагогическим сообществом и выкладываемой на различных Интернет-ресурсах;

  • возможность поиска необходимой информации с помощью Интернет- ресурсов;

  • возможность получения почтовой рассылки, заказанной информации;

  • возможность участия в разнообразных образовательных семинарах, форумах и чатах при обсуждении проблем образовательного характера;

  • возможность предоставления отсроченной и интерактивной консультативной поддержки учащихся;

  • возможность интерактивной работы при самообразовании;

  • возможность просмотра видеоконференций с помощью интернет, в том числе в удаленных точках региона и страны.


Кейс-технологии. Принцип кейс-технологии состоит в том, что в начале обучения составляется индивидуальный план и каждый ученик получает некоторый «кейс»,включающий мультимедийный видеокурс, пакет учебно- методической литературы, обучающие программы и виртуальную лабораторию, а также электронную рабочую тетрадь. Электронная рабочая тетрадь представляет собой оригинальный путеводитель по изучаемому курсу и включает рекомендации по содержанию учебного материала, тесты, контрольно- измерительные задания для самопроверки, практические и творческие задания. Проходя учебный материал, учащийся может получать помощь по электронной почте, пересылать результаты выполнения лабораторных работ и практических заданий.

По мнению М.В. Ососовой, внедрение компетентностно-ориентированного подхода в практику образования требует поиска необычных организационных форм, необходимых для развития ключевых компетенций. Использование проектно-исследовательских методов, дифференциация, индивидуализация, встраивание в методическую систему личностно-ориентированных методов обучения способствуют формированию ключевых компетенций [173]. Для решения обозначенной проблемы многие исследователи предлагают применять в общеобразовательной школе кейс-метод обучения (case study)».

Под кейс-методом обучения М.В. Ососова понимает следующее: «Метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать

теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста» [173].

Проблема внедрения кейс-метода в практику образовательного учреждения в настоящее время является весьма важной, что обусловлено следующими причинами:

  • первая вытекает из общей направленности модернизации образования, его направленность не столько на получение определенных знаний, сколько на

развитие профессиональных компетенций, умений и навыков мыслительной деятельности, формирование личностных способностей, среди которых главное внимание уделяется способности к обучению, парадигмы и смене мышления;

  • вторая вытекает из формирования требований к качеству педагога, который, помимо удовлетворения требованиям первой причины, должен обладать также способностью оптимального поведения в разнообразных ситуациях, отличаться эффективностью и системностью действий в условиях неопределенности [58].

Обучающиеся по кейс-технологии применяют информационные сети и телекоммуникации для проведения конференций, online консультаций, переписки по чату и для обеспечения учеников учебно-методической литературой, а также информацией из баз данных и электронных библиотек. Главным плюсом данной формы обучения является возможность более оперативного руководства учащимися, более эффективного воспитания в ходе общения с педагогом и одноклассниками [10].

Материалы учебного характера, применяемые при обучении с помощью кейс-технологий, отличаются целостностью и полнотой. Выделим лишь некоторые достоинства, таких материалов:


    • сопровождение лекций звуком и анимацией;

    • возможность работы с электронной библиотекой самостоятельно как в образовательном учреждении так и дома;

    • наглядность, т.е. возможность демонстрации видеоматериалов, иллюстраций, различных схем, использования квантованного текста с выделенными существенными определениями и т.д.;

    • возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками;

    • использование интерактивных заданий на семинарах, а также демонстрация анимированных примеров решения практических задач.

О.Г. Смолянинова считает целесообразным выделить следующие основные этапы создания кейса.

  1. Определить цель создания кейса. Заранее приготовить задания и вопросы, позволяющие обучающимся овладевать современными видами телекоммуникаций.

  2. Адаптировать соответствующую целям абстрактную ситуацию на некоторую фирму.

  3. Заранее проделать определенную работу по поиску информации для кейса. Эту информацию можно искать по ключевым словам в сети Internet. Можно провести анализ каталогов газетных публикаций, касающихся темы решаемой задачи, статистических сводок, научных статей, печатных изданий.

  4. После поиска информации необходимо сгруппировать эту информацию для кейса.

  5. Продемонстрировать первичный подготовленный вариант материала для кейса. Для этого необходимо сделать компоновку материала, макетирование, создать презентацию.

  6. У конкретной организации или фирмы получить необходимое разрешение на использование кейса в учебном процессе, если предоставленная информация содержит конфиденциальные сведения.

  7. Провести широкое обсуждение кейса, для чего необходимо подключить обширную аудиторию. Перед апробацией нужно получить экспертную оценку профессионалов в данной сфере. На этом этапе могут быть внесены изменения в кейс с учетом замечаний экспертов.

  8. На последнем этапе необходимо подготовить методические рекомендации по использованию данного кейса, а также разработать практические задания для обучающихся и приблизительные вопросы для дискуссии и презентации кейса [212].


По мнению автора, кейс-метод формирует следующие навыки у обучающихся: аналитические навыки, практические навыки, творческие навыки,коммуникативныенавыки,социальныенавыки,самоанализ.

Лабораторная работа с учащимися 9 класса по методу кейс-технологии. После изучения разделов, по учебнику Н.Д. Угриновича: MS Word, MS Excel и

основных устройств ПК, можно провести лабораторную работу с использованием ситуационно-ролевой игры по кейс-методу.

Основнымицелямилабораторной работы являются:

  • повторение и закрепление знаний об основных устройствах ПК;

  • закрепление навыков работы с офисными приложениями MS Word, MS Excel;

  • ознакомление учащихся с профессией маркетолога и бухгалтера и применение полученных знаний и умений на практике.

Для выполнения поставленной цели учащиеся делятся на группы по четыре человека случайным образом. Участники всех групп являются сотрудниками отдела маркетинга некоторой фирмы. В каждой группе необходимо назначить менеджера, бухгалтера и маркетологов. Все группы получают кейсы с заданием подобрать варианты приобретения нового или модернизации имеющегося компьютера. Для двухчасового урока кейс может содержать как бумажные, так и электронные документы:

  • электронный кейс - задание и бланк заказа, образец счета на оплату, текст договора купли-продажи, реквизиты предприятия и заказчика;

  • бумажный кейс - тесты 3 варианта, задание и бланк заказа, образец договора купли-продажи, реквизиты предприятия и заказчика;

  • профессия-маркетолог - должностные обязанности маркетолога. Дальнейшая работа состоит из трех этапов.