Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 896
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Таким образом, выделяются следующие дидактические возможности использования сетевого взаимодействия в образовательном процессе:
-
свободный доступ к образовательной, научной и научно-популярной информации, создаваемой педагогическим сообществом и выкладываемой на различных Интернет-ресурсах; -
возможность поиска необходимой информации с помощью Интернет- ресурсов; -
возможность получения почтовой рассылки, заказанной информации; -
возможность участия в разнообразных образовательных семинарах, форумах и чатах при обсуждении проблем образовательного характера; -
возможность предоставления отсроченной и интерактивной консультативной поддержки учащихся; -
возможность интерактивной работы при самообразовании; -
возможность просмотра видеоконференций с помощью интернет, в том числе в удаленных точках региона и страны.
Кейс-технологии. Принцип кейс-технологии состоит в том, что в начале обучения составляется индивидуальный план и каждый ученик получает некоторый «кейс»,включающий мультимедийный видеокурс, пакет учебно- методической литературы, обучающие программы и виртуальную лабораторию, а также электронную рабочую тетрадь. Электронная рабочая тетрадь представляет собой оригинальный путеводитель по изучаемому курсу и включает рекомендации по содержанию учебного материала, тесты, контрольно- измерительные задания для самопроверки, практические и творческие задания. Проходя учебный материал, учащийся может получать помощь по электронной почте, пересылать результаты выполнения лабораторных работ и практических заданий.
По мнению М.В. Ососовой, внедрение компетентностно-ориентированного подхода в практику образования требует поиска необычных организационных форм, необходимых для развития ключевых компетенций. Использование проектно-исследовательских методов, дифференциация, индивидуализация, встраивание в методическую систему личностно-ориентированных методов обучения способствуют формированию ключевых компетенций [173]. Для решения обозначенной проблемы многие исследователи предлагают применять в общеобразовательной школе кейс-метод обучения (case study)».
Под кейс-методом обучения М.В. Ососова понимает следующее: «Метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать
теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста» [173].
Проблема внедрения кейс-метода в практику образовательного учреждения в настоящее время является весьма важной, что обусловлено следующими причинами:
-
первая вытекает из общей направленности модернизации образования, его направленность не столько на получение определенных знаний, сколько на
развитие профессиональных компетенций, умений и навыков мыслительной деятельности, формирование личностных способностей, среди которых главное внимание уделяется способности к обучению, парадигмы и смене мышления;
-
вторая вытекает из формирования требований к качеству педагога, который, помимо удовлетворения требованиям первой причины, должен обладать также способностью оптимального поведения в разнообразных ситуациях, отличаться эффективностью и системностью действий в условиях неопределенности [58].
Обучающиеся по кейс-технологии применяют информационные сети и телекоммуникации для проведения конференций, online консультаций, переписки по чату и для обеспечения учеников учебно-методической литературой, а также информацией из баз данных и электронных библиотек. Главным плюсом данной формы обучения является возможность более оперативного руководства учащимися, более эффективного воспитания в ходе общения с педагогом и одноклассниками [10].
Материалы учебного характера, применяемые при обучении с помощью кейс-технологий, отличаются целостностью и полнотой. Выделим лишь некоторые достоинства, таких материалов:
-
сопровождение лекций звуком и анимацией; -
возможность работы с электронной библиотекой самостоятельно как в образовательном учреждении так и дома; -
наглядность, т.е. возможность демонстрации видеоматериалов, иллюстраций, различных схем, использования квантованного текста с выделенными существенными определениями и т.д.; -
возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками; -
использование интерактивных заданий на семинарах, а также демонстрация анимированных примеров решения практических задач.
О.Г. Смолянинова считает целесообразным выделить следующие основные этапы создания кейса.
-
Определить цель создания кейса. Заранее приготовить задания и вопросы, позволяющие обучающимся овладевать современными видами телекоммуникаций. -
Адаптировать соответствующую целям абстрактную ситуацию на некоторую фирму. -
Заранее проделать определенную работу по поиску информации для кейса. Эту информацию можно искать по ключевым словам в сети Internet. Можно провести анализ каталогов газетных публикаций, касающихся темы решаемой задачи, статистических сводок, научных статей, печатных изданий. -
После поиска информации необходимо сгруппировать эту информацию для кейса. -
Продемонстрировать первичный подготовленный вариант материала для кейса. Для этого необходимо сделать компоновку материала, макетирование, создать презентацию. -
У конкретной организации или фирмы получить необходимое разрешение на использование кейса в учебном процессе, если предоставленная информация содержит конфиденциальные сведения. -
Провести широкое обсуждение кейса, для чего необходимо подключить обширную аудиторию. Перед апробацией нужно получить экспертную оценку профессионалов в данной сфере. На этом этапе могут быть внесены изменения в кейс с учетом замечаний экспертов. -
На последнем этапе необходимо подготовить методические рекомендации по использованию данного кейса, а также разработать практические задания для обучающихся и приблизительные вопросы для дискуссии и презентации кейса [212].
По мнению автора, кейс-метод формирует следующие навыки у обучающихся: аналитические навыки, практические навыки, творческие навыки,коммуникативныенавыки,социальныенавыки,самоанализ.
Лабораторная работа с учащимися 9 класса по методу кейс-технологии. После изучения разделов, по учебнику Н.Д. Угриновича: MS Word, MS Excel и
основных устройств ПК, можно провести лабораторную работу с использованием ситуационно-ролевой игры по кейс-методу.
Основнымицелямилабораторной работы являются:
-
повторение и закрепление знаний об основных устройствах ПК; -
закрепление навыков работы с офисными приложениями MS Word, MS Excel; -
ознакомление учащихся с профессией маркетолога и бухгалтера и применение полученных знаний и умений на практике.
Для выполнения поставленной цели учащиеся делятся на группы по четыре человека случайным образом. Участники всех групп являются сотрудниками отдела маркетинга некоторой фирмы. В каждой группе необходимо назначить менеджера, бухгалтера и маркетологов. Все группы получают кейсы с заданием подобрать варианты приобретения нового или модернизации имеющегося компьютера. Для двухчасового урока кейс может содержать как бумажные, так и электронные документы:
-
электронный кейс - задание и бланк заказа, образец счета на оплату, текст договора купли-продажи, реквизиты предприятия и заказчика; -
бумажный кейс - тесты 3 варианта, задание и бланк заказа, образец договора купли-продажи, реквизиты предприятия и заказчика; -
профессия-маркетолог - должностные обязанности маркетолога. Дальнейшая работа состоит из трех этапов.