Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 714

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


На первом этапе учащиеся дискутируют под руководством учителя, обсуждают задание и материалы кейса. Учитель обращает внимание учащихся на особенности профессии маркетолога. Помогает учащимся оценить сложившуюся ситуацию, подводит учащихся к вариантам решения, не навязывая своего мнения. На втором этапе учащиеся выполняют практическую работу для решения поставленной проблемы. Маркетологи должны найти подходящие варианты для заказчиков. Менеджер подготовить договор купли – продажи. Бухгалтер

подготовить счет.

На заключительном этапе проводится общая дискуссия. Менеджеры всех групп представляют полученные варианты решений и подготовленные пакеты документов. Все учащиеся под руководством учителя обсуждают и оценивают варианты решения поставленной проблемы. Учащиеся сообща определяют, какими качествами и навыками должен обладать представитель этой профессии.

Таким образом, можно сделать вывод, что кейс-метод способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения учитывать и выслушивать другую точку зрения, аргументированно высказывать свою, вырабатывает позитивную мотивацию и интерес по отношению к учебе. С помощью этого метода школьники имеют возможность проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в коллективе, находят наиболее рациональные решения поставленной проблемы, овладевают умением практического использования материала. Кейс активизирует школьников, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя
обучаемых один на один с реальными проблемными ситуациями.

      1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   59

Модульная форма организации обучения


Постоянное реформирование системы образования в Российской Федерации, обусловленное происходящими в обществе социальными изменениями и реинтеграцией в мировое образовательное пространство, определило трансформацию важнейших ориентиров образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении. Реинтеграция Российской Федерации в Европейское пространство высшего профессионального образования, предложенное Болонским процессом, ставит нас перед необходимостью внесения изменений в устоявшуюся систему общего и высшего образования.

Традиционные организационные формы обучения (семинары, урок, лекция, и др.) имеют значительные недочеты: одинаковый темп изложения материала для детей с разным уровнем подготовленности; фронтальная форма изложения материалов практических занятий, которая не учитывает разный уровень

подготовленности и работоспособности детей; доминирование словесных методов изложения материала. Решить эту проблему можно применением в современном образовательном учреждении зачетно-модульной, модульно-рейтинговой и кредитно-модульной формой обучения. Связующим звеном содержания всех трех форм обучения является модуль. Модуль способствует формированию ключевых компетенций и личностных качеств обучающегося.

Исследованиями в области зачетно-модульной формы обучения занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, в частности А.Н. Алексюк, Г.В. Букалова, К.Я. Вазина, О.Л. Егорова, А.Дэ Калувэ, С.А. Кашин, В. Оконь, М. Пэтри, Дж.Д. Рассел, С.В. Рудницкая,
И.Б. Сенновский, Ю.Ф. Тимофеева, П.И. Третьяков, Л.О. Филатова, Т.И. Царегородцева, М.А. Чошанов, Т.И. Шамова, П.А. Юцявичене и др.

Наряду с указанными исследованиями, свои оригинальные подходы предложили: А.А. Вербицкий [25], который рассматривает совокупность деятельных модулей как модель работы специалиста, М.А. Чошанов [242], П.А. Юцявичене [248], видевшие сущность модульной системы в том, чтобы учащийся постарался самостоятельно разобрать материал, предложенный ему персональной учебной программой, включающей: банк информации, целевую программу действий и учебно-методическое руководство по достижению поставленных образовательных задач. И.В. Галковская, Х.М. Инусова рассматривают модуль и как завершенный узел, и как звено в развитии процесса обучения. Исследователи Р.С. Бекирова, М.Д. Миронова, С.В. Рудницкая зачетно- модульное обучение рассматривают как целостную систему, способствующую реализации индивидуального подхода обучающегося.

Имеются разные подходы к пониманию сути модульного построения содержания образования и трактовки понятий «модуль», «модуль обучения».

По мнению П.А. Юцявичене, суть технологии модульного обучения заключается в том, что учащийся может работать самостоятельно с индивидуальной программой, предложенной ему педагогом [248]. Главными

элементами модульного обучения являются модуль, учебный элемент, модульная программа.

Принцип модульности полагает завершенность и цельность, логичность и полноту создания единиц учебно-методического материала в виде маленьких по объему отдельных блоков – модулей, внутри каждого блока учебный материал выстраивается в виде
целостной системы учебных элементов. Из модулей блоков планируют содержание учебного курса и учебную программу. При этом элементы содержания обучения каждого модуля подвижны и взаимозаменяемы.

Сформированность самостоятельных единиц (порций) учебного материала, помогающая достичь запланированных образовательных результатов В. Гольдшмидт, М. Гольдшмидт понимают под блоком – модулем.

Под модулем А.М. Лозинская [94] понимает функционально самостоятельную единицу, включающую в себя не только целостное, автономное содержание учебной информации, но и все компоненты методической системы (цели, содержание обучения, современные организационные формы и методы обучения, средства обучения, контроль и оценку результатов обучения).

Учебные элементы, по мнению автора, являются составными частями модуля и представляют собой содержательно и функционально взаимосвязанные и взаимозависимые единицы структуры. Содержание модуля обладает системным качеством целостности, поэтому его функциональная самостоятельность должна обеспечиваться подчинением целей и содержания учебных элементов общим целям модуля и модульной программы.

Логически завершенная некоторая доля учебного материала, которая должна сопровождаться контролем знаний и умений учащихся Н.В. Ипполитова

  1. понимает под блоком или модулем.

В основе модульной интерпретации учебного курса, по мнению Н.В. Ипполитовой, должен лежать принцип системности, который предполагает: