Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 670

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

обосновывают классификацию, основанную на способах предъявления учебной информации. Автор выделяет следующие три группы методов обучения: практические, наглядные и словесные [14]. Если за основу классификации возьмем уровень самостоятельности учащегося в приобретении знаний, то можно выделить еще одну классификацию методов обучения, которая рассматривается в психолого-педагогической литературе: исследовательский,

частично-поисковый, репродуктивный, поисковый.

Ю.М. Калягин, Г.Л. Луканкин, В.А. Оганесян, В.Я. Саннинский рассматривают следующую классификацию методов обучения: проблемный, модельный, программированный, эвристический, объяснительно иллюстративный [168]. Данную классификацию развивает в своей работе В.В. Гузеев, который сравнивает разные методы со степенью открытости для обучающегося текущих задач и путей их решения при переходе от начальных условий к конечным образовательным результатам [32]. При этом, заметно, что меняется позиция самого ученика, при ходе по номенклатуре методов обучения сверху вниз: от объекта научения, получателя готовой образовательной информации до активного субъекта учения, индивидуально добывающего нужную информацию и даже планирующего нужные для этого способы действий. Меняется позиция и педагога: из вещателя содержания обучения он трансформируется в эксперта и организатора коммуникаций, задачи которого заключаются в грамотной постановке проблем, организации процесса их решения и экспертизе полученных школьниками решений на предмет совпадения запланированным результатам.

Придавая
огромное значение модельному методу обучения, ученый В.В. Гузеев предлагает определять его как «моделинговый метод». «Есть основания полагать, - пишет В.В. Гузеев - что с моделинговым методом связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предоставляет ученикам наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска ... До сих пор применение моделингового метода сдерживалось главным образом отсутствием подходящих средств» [32]. На современном этапе развития системы образования и общества такие средства есть - это персональный компьютер и программные средства компьютерного моделирования, которые позволяют организовывать компьютерные обучающие среды и учебные модели некоторой задачи. Как отмечает автор, использование моделингового метода более результативно в рамках технологий деловых игр и контекстного обучения.

Однако, необходимо отметит, что методы обучения невозможно

рассматривать оторвано от остальных компонентов методической системы обучения. Данный тезис поддерживают исследователи И.К. Журавлев, В.В. Краевский, которые отмечают; «методы обучения не могут быть плохими или хорошими, они могут лишь соответствовать или не соответствовать тем целям, для достижения которых они были применены» [69]. По мнению Ю.Б. Зотова, «нельзя идеализировать какой-либо один метод обучения, противопоставлять его хорошо зарекомендовавшим себя, традиционным методам

... Поэтому необходимо заботиться о разумном комплексном сочетании различных методов» [48]. Другой ученый, В.В. Юдин, отмечает то
же самое, говоря о компонентах методической системы обучения: «выбор метода обучения обусловлен не видом содержания образования, как принято считать, а требуемым уровнем усвоения его элементов» [247].

Все исследователи едины в том, что любой метод обучения требует для реализации в образовательном процессе адекватных ему средств обучения, в том числе, и на базе новых информационных технологий. В этом смысле можно говорить об информатизацииметодов обучения. При этом некоторые методы обучения (моделинговый, программированный) в их нынешнем представлении по сути уже не могут быть реализованы без средств новых информационных технологий.

Отмечая роль средств ИКТ для осуществления тех или иных методов обучения, исследователи М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков отмечают, что операционная часть информационно-образовательных сред характеризует метод обучения: «наполнение оболочки может меняться и характеризует применение метода» [11]. При формирование компьютерной среды «разрабатываются, прежде всего, не методы обучения, а «правила игры», определяющие эти методы обучения... . Использование информационных сред придает обучению технологичность. Действительно, во-первых, методики обучения получают конструктивное воплощение в программных оболочках. Во-вторых, появляется новая деятельность по созданию оболочки и ее наполнению, которая имеет

«производственный» характер и отчуждение от процесса преподавания» [32].

Данный анализ показывает что, в рамках данного исследования необходимо рассмотреть, какие
средства новых информационных технологий имеют более важное значение для качественной реализации важнейших методов обучения.

При рассмотрении объяснительно-иллюстративного метода, можно отметить, что ему в максимальной степени соответствуют демонстрационные педагогические программные средства. Ясно, что эти средства могут удачно применяться и при использовании других методов обучения, однако, в при использовании объяснительно-иллюстративного метода они имеют приоритетный характер. При применении объяснительно-иллюстративного метода также целесообразно использовать учебные информационно-справочные системы, т.к. данный метод связан, как правило, с обращением к значительному фактическому материалу.

Ясно, что при применении программированного метода обучения целесообразно использовать автоматизированные обучающие системы, электронные учебники [141].

Продолжая подобный анализ, приходим к взаимосвязи между важнейшими методами обучения и адекватными им средствами обучения на базе современных информационных технологий.

Заметим, что эту взаимосвязь следует дополнить технологиями и средствами компьютерной диагностики и контроля результатов обучения, которые в обязательном порядке представлены во всех методах обучения. Это относится и к информационным технологиям, с помощью которых реализуется дистанционное обучение, применяющее все указанные выше методы обучения.

В последнее время в целом ряде исследований (Т.П. Воронина, О.К. Филатов, Дж. Хартог и др.) обосновывается позиция, согласно которой информационные технологии привнесли в практику обучения принципиально новые методы и средства
обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что новыми методами обучения на основе применения информационных технологий в школе на современном этапе развития системы

образования, являются:

  • ассоциативныйметод;

  • метод«фальсификации»;

  • обучениесиспользованиемтелеконференций;

- методинформационныхикоммуникационныхресурсов;

  • методпрецедента;

  • учебное моделирование на основе использования информационныхтехнологий;

  • метод«реификации»и др.

Новыми средствами обучения на основе применения современных информационных технологий в школе на современном этапе развития системы образования, являются:

- моделирующие программные средства (математические иимитационные);

  • учебныепрограммныесредстваобщегоназначения(MSOfficeидр.);

  • тестирующие программные средства для контроля уровнясформированностизнаний,умений инавыковучащихся;

  • компьютерныетренажеры;

  • программныесредствавиртуальныхлабораторий;

  • справочныеинформационные(правовые)системы;

  • автоматизированныеобучающиесистемы;

  • электронныеучебно-методическиематериалы(учебники,практикумы,методичкиит.д.);

  • экспертныеобучающиесистемы;

  • интеллектуальныеобучающиесистемы;

  • средстваавтоматизациипрофессиональнойдеятельности.

По мнению О.К. Филатова, использование средств ИКТ в образовательном процессе общеобразовательной школы инициировало создание новыхметодов обучения, и в этой связи автор раскрывает взаимосвязь новых методов обучения и