Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 895
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
-
большой объем времени на разработку учебно-методических материалов и на разработку учебных программ; -
острая необходимость наличия современно оборудованных, оснащенных учебных мест для обучающихся; -
методическая сложность планирования образовательного процесса
[167].
Проведенный анализ положительных и отрицательных аспектов
использования новых организационных форм обучения (кредитно-модульной, модульно-рейтинговой и зачетно-модульной) позволяет выделить, ряд преимуществ новых форм обучения перед традиционными формами:
-
стимулировать обучающихся к планомерным и регулярным занятиям, что должно, в результате, привести к росту прочности знаний; -
вырабатывать объективные критерии отбора учащихся при переходе к многоуровневой системе обучения; -
эффективно планировать самостоятельную деятельность обучающихся и осуществить индивидуальный подход к обучению. Так как заблаговременно известны требования к качеству прохождения каждого модуля, любой учащийся может выбрать индивидуальную последовательность прохождения блоков- модулей, самостоятельный уровень и темп изучения материала; -
развивать у педагогов единые требования к знаниям учащихся одного и того же потока; -
получить информацию о динамике результатов обучения каждого обучающегося; -
вовремя донести информацию о нарушениях ритма работы группы или отдельно взятого обучающегося до учителя или руководства школы; -
подготовить психологически обучающегося к суровой жизни в условиях жёсткой конкуренции и рыночной экономики; -
исключить задолженность у учащихся к концу учебного года; -
получать полную информацию об учебных достижениях каждого учащегося по различным предметам и определять его место в потоке в целом.
Результативность использования модульно-рейнинговой, кредитно- модульной и зачетно-модульной формы обучения обусловливается выполнением некоторых дидактических условий на всех ступенях практической реализации, «в частности:
-
выявление и формулирование компетенций; -
осуществление отбора содержания обучения адекватно выявленным компетенциям; -
применение в образовательном процессе инновационных методов и организационных форм, обеспечивающих активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся; -
обеспечение процесса развития информационной компетентности будущих учителей информатики дидактическими средствами, адекватными новому содержанию.
Проведенный анализ, несмотря на некоторые преимущества применения модульного обучения в образовательном процессе, выявил и ряд недостатков:
-
трудности с составлением достаточного количества тестовых заданий для обучающихся; -
практическое отсутствие дидактически апробированных критериев оценки знаний учащихся в рамках конкретного модуля и уровня усвоения, которые позволяли бы освободиться от субъективности педагога; -
огромное трата времени и сил педагога на этап проектирования педагогического процесса; -
недостаточное количество разноуровневых учебно-методических материалов, в том числе и контрольно-измерительных материалов.
Более широкое внедрение современных организационных форм в образовательный процесс обеспечит решение обозначенных выше проблем, создаст ситуацию для качественного осуществления индивидуализированного и
дифференцированного обучения, обеспечит динамизм
и гибкость образовательного процесса, что позволит в результате повысить качество обучения.
Таким образом, использование современных организационных форм обучения (кредитно-модульной, модульно-рейтинговой, зачетно-модульной) в образовательном учреждении позволит:
-
отслеживать динамику учебных достижений обучающегося; -
оценивать результативность и плодотворность обучающегося за все время обучения, с учетом напряженности образовательного процесса; -
корректировать и выявлять причины падения успеваемости обучающегося; -
регулировать разностороннюю деятельность образовательного учреждения (составление нагрузок для педагогов, учебный план, программу обучения, оценку знаний школьников, расписание уроков, изменить планирование и организацию образовательного процесса и, соответственно, повысить качество обучения).
§1.4. Взаимосвязь компонентов в методической системе обучения
Стремительное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс оказало существенную роль на изменение содержания профессиональной деятельности учителя информатики. Те традиционные знания, умения и навыки, которые считались эталоном той или иной профессиональной деятельности, на современном этапе развития системы образования уже не могут в полной мере обеспечить эффективность образовательного процесса в школе. Проблема подготовки конкурентоспособных выпускников общеобразовательной школы ставит вопрос об изменении в подходах к подготовке самих учителей информатики, способных и готовых работать в развивающейся информационно- образовательной среде, обеспечивающей получение планируемых образовательных результатов. Учителю нового типа необходимо не только обладать знаниями, умениями и навыками эффективного использования современных информационных технологий, но и быть специалистом по созданию и применению инновационных технологий обучения на основе применения новых методов, современных организационных форм и средств обучения в своей педагогической деятельности для решения образовательных задач.
В формирующейся информационно-образовательной среде профессиональная деятельность педагога нового типа обращена на изучение инновационных научных и психолого-педагогических исследований по содержанию, инновационным организационным формам, современным методам и проектированию учебного процесса, что обусловлено переходом системы образования к современным задачам и целевым установкам системы образования. Среди множества задач и направлений развития системы образования в научной и
психолого-педагогической литературе выделяется потребность обучения современных учителей информатики применению средств ИКТ в профессиональной деятельности, так как современное состояние образования на этапе глобальной массовой коммуникации и информатизации должно
характеризоваться качественным применением средств ИКТ и созданием на их основе новых технологий обучения с использованием современных форм обучения в образовательном процессе. Новые информационные технологии в образовательном процессе должны обеспечивать:
-
быстрый доступ к ресурсам глобальной сети Internet; -
эффективное функционирование автоматизированных систем управленческой деятельности; -
использование электронных средств образовательного назначения в профессиональной деятельности; -
дидактические возможности информационного и сетевого взаимодействия.
Деятельность педагога нового типа должна быть направлена на исследовательскую, творческую, информационно-аналитическую работу. Такой педагог должен быть постановщиком задач в области педагогических технологий, способствующих росту качества образовательного процесса, сконцентрированных на решение проблем информатизации системы образования, предполагающих создание новых и развитие существующих методов, инновационных форм и средств обучения и эффективное внедрение этих компонентов в образовательный процесс.
И в этих условиях актуализируется проблема развития содержания методической подготовки будущего учителя информатики в педвузе, направленной на применение современных организационных форм обучения в