Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 895

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Л.В. Байбородова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская к отрицательным моментам применения модульно-зачетной формы обучения относят следующие аспекты;

  • большой объем времени на разработку учебно-методических материалов и на разработку учебных программ;

  • острая необходимость наличия современно оборудованных, оснащенных учебных мест для обучающихся;

  • методическая сложность планирования образовательного процесса

[167].

Проведенный анализ положительных и отрицательных аспектов

использования новых организационных форм обучения (кредитно-модульной, модульно-рейтинговой и зачетно-модульной) позволяет выделить, ряд преимуществ новых форм обучения перед традиционными формами:

  • стимулировать обучающихся к планомерным и регулярным занятиям, что должно, в результате, привести к росту прочности знаний;

  • вырабатывать объективные критерии отбора учащихся при переходе к многоуровневой системе обучения;

  • эффективно планировать самостоятельную деятельность обучающихся и осуществить индивидуальный подход к обучению. Так как заблаговременно известны требования к качеству прохождения каждого модуля, любой учащийся может выбрать индивидуальную последовательность прохождения блоков- модулей, самостоятельный уровень и темп изучения материала;

  • развивать у педагогов единые требования к знаниям учащихся одного и того же потока;

  • получить информацию о динамике результатов обучения каждого обучающегося;

  • вовремя донести информацию о нарушениях ритма работы группы или отдельно взятого обучающегося до учителя или руководства школы;

  • подготовить психологически обучающегося к суровой жизни в условиях жёсткой конкуренции и рыночной экономики;

  • исключить задолженность у учащихся к концу учебного года;

  • получать полную информацию об учебных достижениях каждого учащегося по различным предметам и определять его место в потоке в целом.


Результативность использования модульно-рейнинговой, кредитно- модульной и зачетно-модульной формы обучения обусловливается выполнением некоторых дидактических условий на всех ступенях практической реализации, «в частности:

  • выявление и формулирование компетенций;

  • осуществление отбора содержания обучения адекватно выявленным компетенциям;

  • применение в образовательном процессе инновационных методов и организационных форм, обеспечивающих активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся;

  • обеспечение процесса развития информационной компетентности будущих учителей информатики дидактическими средствами, адекватными новому содержанию.

Проведенный анализ, несмотря на некоторые преимущества применения модульного обучения в образовательном процессе, выявил и ряд недостатков:

  • трудности с составлением достаточного количества тестовых заданий для обучающихся;

  • практическое отсутствие дидактически апробированных критериев оценки знаний учащихся в рамках конкретного модуля и уровня усвоения, которые позволяли бы освободиться от субъективности педагога;

  • огромное трата времени и сил педагога на этап проектирования педагогического процесса;

  • недостаточное количество разноуровневых учебно-методических материалов, в том числе и контрольно-измерительных материалов.

Более широкое внедрение современных организационных форм в образовательный процесс обеспечит решение обозначенных выше проблем, создаст ситуацию для качественного осуществления индивидуализированного и

дифференцированного обучения, обеспечит динамизм

и гибкость образовательного процесса, что позволит в результате повысить качество обучения.

Таким образом, использование современных организационных форм обучения (кредитно-модульной, модульно-рейтинговой, зачетно-модульной) в образовательном учреждении позволит:

  • отслеживать динамику учебных достижений обучающегося;

  • оценивать результативность и плодотворность обучающегося за все время обучения, с учетом напряженности образовательного процесса;

  • корректировать и выявлять причины падения успеваемости обучающегося;

  • регулировать разностороннюю деятельность образовательного учреждения (составление нагрузок для педагогов, учебный план, программу обучения, оценку знаний школьников, расписание уроков, изменить планирование и организацию образовательного процесса и, соответственно, повысить качество обучения).

§1.4. Взаимосвязь компонентов в методической системе обучения



Стремительное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс оказало существенную роль на изменение содержания профессиональной деятельности учителя информатики. Те традиционные знания, умения и навыки, которые считались эталоном той или иной профессиональной деятельности, на современном этапе развития системы образования уже не могут в полной мере обеспечить эффективность образовательного процесса в школе. Проблема подготовки конкурентоспособных выпускников общеобразовательной школы ставит вопрос об изменении в подходах к подготовке самих учителей информатики, способных и готовых работать в развивающейся информационно- образовательной среде, обеспечивающей получение планируемых образовательных результатов. Учителю нового типа необходимо не только обладать знаниями, умениями и навыками эффективного использования современных информационных технологий, но и быть специалистом по созданию и применению инновационных технологий обучения на основе применения новых методов, современных организационных форм и средств обучения в своей педагогической деятельности для решения образовательных задач.

В формирующейся информационно-образовательной среде профессиональная деятельность педагога нового типа обращена на изучение инновационных научных и психолого-педагогических исследований по содержанию, инновационным организационным формам, современным методам и проектированию учебного процесса, что обусловлено переходом системы образования к современным задачам и целевым установкам системы образования. Среди множества задач и направлений развития системы образования в научной и
психолого-педагогической литературе выделяется потребность обучения современных учителей информатики применению средств ИКТ в профессиональной деятельности, так как современное состояние образования на этапе глобальной массовой коммуникации и информатизации должно

характеризоваться качественным применением средств ИКТ и созданием на их основе новых технологий обучения с использованием современных форм обучения в образовательном процессе. Новые информационные технологии в образовательном процессе должны обеспечивать:

  • быстрый доступ к ресурсам глобальной сети Internet;

  • эффективное функционирование автоматизированных систем управленческой деятельности;

  • использование электронных средств образовательного назначения в профессиональной деятельности;

  • дидактические возможности информационного и сетевого взаимодействия.

Деятельность педагога нового типа должна быть направлена на исследовательскую, творческую, информационно-аналитическую работу. Такой педагог должен быть постановщиком задач в области педагогических технологий, способствующих росту качества образовательного процесса, сконцентрированных на решение проблем информатизации системы образования, предполагающих создание новых и развитие существующих методов, инновационных форм и средств обучения и эффективное внедрение этих компонентов в образовательный процесс.

И в этих условиях актуализируется проблема развития содержания методической подготовки будущего учителя информатики в педвузе, направленной на применение современных организационных форм обучения в