Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 665

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

компонентов: целей обучения, его содержания, методов, организационных форм и средств обучения, которую схематически можно изобразить следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1 - Традиционная взаимосвязь (согласно А.М. Пышкало)

Однако, на современном этапе развития системы образования и в условиях дифференциации обучения в школе, концепция методической системы обучения в прежнем виде уже неадекватна ситуации в методике обучения и требует развития. Если традиционно методы однозначно определяли адекватные им организационные формы обучения (под методы подбирались организационные формы), то в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс зачастую организационные формы определяют методы обучения, например, для того чтобы организовать телекоммуникационный проект, учителю информатики необходимо создать проблемную ситуацию. То есть, новые организационные формы открывают возможности для обоснования новых методов обучения.

Кроме того, если традиционно методы обучения однозначно определяли средства обучения, то теперь в связи с тем, что средства обучения приобрели

гораздо большие возможности, ситуация изменилась. У них гораздо более высокая степень воздействия на методику обучения. Зачастую, какой-либо метод осуществим только при определенных средствах обучения или
некоторая организационная форма реализуема только при определенных средствах обучения. Например, если говорится о современном дистанционном образовании, то имеется в виду обучение на базе средств телекоммуникаций, то есть новую информационно-образовательную среду обучения на основе средств ИКТ. Или если необходимо провести учебный эксперимент с использованием некоторой компьютерной модели, то это возможно только в том случае, если имеются программные средства для моделирования. Получается, что средства начинают определять возможности тех или иных методов обучения. Отсюда и вытекает новая «двусторонняя» взаимосвязь между отдельными компонентами методической системы обучения, которую схематически можно изобразить следующим образом (Рис. 2):


Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки


учителя

Таким образом прослеживается разнонаправленная (двусторонняя) взаимосвязьмеждуметодамиобучения,организационнымиформамии средствами обучения, то есть, чтобы решить любую учебную задачу с помощьюновых методов обучения необходимо подобрать организационные формы, а поднихопределитьадекватныеим средстваобучения.

§1.5. Дидактические возможности организационных форм в новой информационно-образовательной среде




Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что в новой информационно-образовательной среде меняются традиционные формы обучения. Появляются новые организационные формы учебной деятельности с применением средств ИКТ. То есть, в условиях происходящих изменений в системе образования, а именно в условиях перехода к новым целям и задачам в системе образования, преобразований в образовательной среде образовательного учреждения профессиональная деятельность современного учителя информатики становится все более и более связанной с исследованием инновационных педагогических и научно-психологических разработок в области содержания, методов, средств и организационных форм планирования учебного процесса в новой информационно-образовательной среде. И в этой связи возникает вопрос: каковы дидактические возможности обладает информационно-образовательная среда в условиях использования современных организационных форм?

Е.В. Чернобай в докторской диссертации «Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной
среде системе дополнительного профессионального образования)» [240] выделяет следующие дидактические характеристики информационно-образовательной среды, построенной на основе новых методов, инновационных организационных форм и средств обучения:

  • целостность, т. е. внутреннее единство компонентов среды. За счет этого обеспечивается рациональная логика раскрытия процесса обучения: определение планируемых образовательных результатов, связанная с этим деятельность педагога и деятельность обучающегося. Данный характер возникает в результате осмысленных действий субъектов образовательного процесса, создается с учетом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных способов, форм и

методов обучения, содействующих достижению определенных целей и планируемых образовательных результатов обучения;

  • открытость, которая формируется за счет взаимодействия среды с информационным образовательным процессом. Неограниченные ресурсы ИКТ позволяют планировать вариативное обучение, соответствующее субъективным запросам и позициям разнообразных участников образовательного пространства;

  • полифункциональность, данный характер связан со средой, которая может быть источником знаний и в то же время способствовать организации разнообразных организационных форм самостоятельной познавательной деятельности школьников;

  • вариативность, которая обеспечивает каждому обучающемуся возможность самостоятельно выстроить индивидуальную образовательную траекторию за счет использования новых организационных форм учебной деятельности, достигая запланированных образовательных результатов.


Новая информационно-образовательная среда, по мнению Е.В. Чернобай, позволяет реализовать дидактические возможности востребованных педагогических технологий, основанных на использовании новых организационных форм обучения для эффективной организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся, обеспечивая тем самым целенаправленное формирование их познавательной и самостоятельной деятельности [240, 241].

В работе «Педагогическая информатика» выделяются следующие функции новой информационно-образовательной среды, построенной на основе новых методов, инновационных организационных форм и средств обучения на базе информационных технологий [180].

Образовательная функция – усвоение личностью научных знаний, развитие системы общеучебных и специальных навыков и умений.

Воспитательная функция формирование системы ценностно- эмоциональных взаимоотношений учащегося и мира и совокупности ее качеств.

Развивающая функция – формирование специальных и общих способностей учащегося, а также психических процессов.

Новое качество информационно-образовательной среды на основе применения новых методов, инновационных организационных форм и средств обучения на базе информационных технологий проявляется в следующих дидактических и психолого-педагогических возможностях.

  1. Возможность улучшения организационных условий учебного процесса:

  • повышение эффективности обучения за счет нового качества наглядности, интерактивности образовательного процесса;

  • применение вариативных источников учебной информации;

  • уплотнение учебной информации за счет ее свертывания, развертывания во времени и пространстве (гипертекстовая организация информации);

  • оптимизация темпа работы ученика уровневая дифференциация обучения, индивидуализация обучения, выбор собственного маршрута;

  • эффективная реализация межпредметных связей;

  • оптимизация профессиональной деятельности педагога на основе информатизации некоторых из его функций.