Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 845

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


информационных и коммуникационных технологий, их продвижение в обучение, в том числе с помощью новых организационных форм [100, 101].

Проведенный анализ дидактических возможностей новых инновационных форм учебной деятельности представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения


Инновационные формы с

применением средств ИКТ

Новые возможности инновационных форм

Online – лекция (видеолекция),

потоковое видео, слайд лекция

Позволяют взаимодействовать удаленным

участникам процесса обучения между собой

Сетевое взаимодействие,

телекоммуникационные проекты, кейс-технологии и др.

Позволяют участвовать в разнообразных

форумах, семинарах и чатах при обсуждении проблем образовательного характера.

Образовательный портал, форум, чат, электронная почта и др.

Предоставляют интерактивную и отсроченную консультативную поддержку школьникам;

возможность получения почтовой рассылки, заказанной информации.

Сетевые и локальные учебные пособия, форум, чат, справочники, порталы и т.п.

Предоставляют свободный доступ к образовательной, научной и научно-

методической информации, создаваемой педагогическим сообществом.

Однако в настоящее время применение дидактических возможностей инновационных организационных форм обучения в обновляющейся информационно-образовательной среде на основе средств ИКТ характеризуется рядом противоречий и несоответствий:

  • между огромным дидактическим потенциалом новых организационных форм и степенью их внедрения в учебный процесс;

  • между потенциальными дидактическими возможностями информационно- образовательных среды и реальным их использованием участниками педагогического процесса в образовательном учреждении;

  • между дидактическими возможностями новых организационных форм обучения, с одной стороны и использованием традиционных форм обучения в общеобразовательной школе, с другой;

  • между инновационной организацией учебной деятельности в информационно-образовательной среде и характером управления образовательным процессом.


Решением этих противоречий является целенаправленная подготовка будущих учителей информатики с учетом дидактических и психолого- педагогических возможностей организационных форм обучения в обновляющейся информационно-образовательной среде. И, соответственно, в рамках данного исследования следует определить, каким образом совершенствовать содержание подготовки будущего учителя с учетом использования организационных форм обучения в учебном процессе.

Выводы по первой главе




  1. Определено понятие «организационных форм обучения», под которой понимается внешнее выражение согласованной деятельности участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей), исполняемой в регламентированном порядке и определенном режиме.

  2. Показано, что методически обоснованное содержание подготовки будущего учителя информатики к применению современных организационных форм в учебном процессе должно быть направлено на психолого-педагогическую типологию форм организации обучения. Так как перед современным учителем информатики стоит задача проектирования образовательного процесса в школе, то любое проектирование требует того, чтобы использованные инструменты (организационные формы) как-то различались между собой, то есть была бы какая-то систематизация. Соответственно, предложенная систематизация (типология) поможет учителю информатики разобраться в многообразии организационных форм обучения в школе, поможет в выборе оптимальной формы проведения занятий по информатике и построении образовательного процесса в школе для достижения планируемых образовательных результатов.

Предложенная систематизация организационных форм обучения опирается, прежде всего, на их использование для достижения определенных образовательных результатов учебного процесса в школе. Данный подход наиболее полно охватывает традиционные и новые организационные формы обучения и может быть использован учителем информатики для оптимизации
построения учебного процесса в общеобразовательной школе.

  1. Будущий учитель информатики должен научиться использовать средства информационных технологий для реализации новых организационных форм, нацеленных на запланированные образовательные результаты, то есть:

  • эффективно использовать новые формы организации образовательного процесса, создавать образовательные ресурсы для применения в образовательном процессе школы: групповые дискуссии, вузовские и межвузовские телеконференции, форумы, телекоммуникационные проекты, формы дистанционного обучения (кейс-технологии, online-лекции, сетевое взаимодействие), семинары в диалоговом режиме, сетевое взаимодействие, e-mail- консультации, компьютерные симуляции, зачетно-модульная, компьютерное тестирование, зачетно-рейтинговая формы обучения, ролевые и деловые игры и т.д.;

  • проектировать учебный процесс в образовательном учреждении с учетом дидактических возможностей инновационных организационных форм обучения на основе средств ИКТ с ориентацией на конечный образовательный результат;

  • использовать сетевое взаимодействие для коллективных форм взаимодействия учителей и учащихся, обмена накопленным педагогическим опытом с передовыми коллегами, и для общения с родителями;

  • конструировать образовательную деятельность школьников, различные образовательные траектории учащихся;

  • реализовывать дистанционное, очно-заочное, домашнее обучение; организовать и сопровождать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся с использованием новых организационных форм обучения на базе средств ИКТ.