Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 856
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
-
Проанализированы преимущества и недостатки применения новых организационных форм обучения (кейс-технологии, сетевого взаимодействия, модульного обучения, телекоммуникационных проектов) в образовательном процессе общеобразовательной школы; выявлены дидактические и психолого- педагогические возможности информационно-образовательной среды на основе средств ИКТ для совершенствования организационных форм обучения в школе. -
Установлено, что применение современных организационных форм образовательной деятельности в обновляющейся информационно-
образовательной среде на базе средств ИКТ позволяет добиться следующих дидактических возможностей:
-
использование сетевого взаимодействия для обмена передовым педагогическим опытом педагога с педагогом, педагога с учеником, ученика с учеником и для общения с родителями; -
возможность организации информационного взаимодействия между разнообразными участниками образовательного процессе: учащегося, электронных образовательных ресурсов и педагога; -
возможность организации дистанционного обучения с помощью интернет технологий для повышения уровня квалификации педагогических работников; -
возможность, используя новые организационные формы, находить, оценивать и эффективно использовать информацию в образовательном процессе, а также создавать образовательные ресурсы; -
взаимодействие удаленных участников процесса обучения между собой: учителя и учащегося или группы учащихся, например, при организации дискуссий в режиме видеоконференции и телеконференции, электронной переписке; -
конструирование образовательной деятельности обучающихся, конструирование различных образовательных траекторий, осуществление главных функций педагогической деятельности, обеспечение применения в педагогической деятельности современных информационных технологий; -
взаимообмен учебной информацией сразу с огромным числом пользователей по обсуждаемой теме в режиме телеконференций; -
возможность организовать разнообразного рода коллективные исследовательские работы учителей, учащихся, педагогических работников из всевозможных школ, образовательных учреждений, учебных и научных центров разных стран и регионов; -
возможность формирования навыков самостоятельной продуктивной деятельности; -
проектирование учебного процесса с ориентацией на конечный результат; -
возможность формирования навыков проектирования образовательного процесса в условиях применения современных организационных форм на основе средств ИКТ; -
реализация дистанционного, модульного, профильного, домашнего обучения и сопровождение обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с использованием новых организационных форм обучения; -
создание и использование диагностирующих, психолого-педагогических методик оценки и контроля уровня знаний учащихся с использованием информационных и коммуникационных технологий, их продвижение в обучение, в том числе с помощью новых организационных форм.
Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе
§2.1. Информационно-образовательный кластер образовательного учреждения
В концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года предусматривается формирование научно-образовательных центров, объединяющих инновационные научные исследования и учебные проекты. Важнейшим условием решения запланированных учебных задач в части улучшения системы общего и профессионального образования, повышения качества подготовки специалистов и приведения его в соответствие с потребностями бизнес-сообщества, является формирование и создание многоуровневых региональных образовательных систем кластерного типа, ориентированных на решение определенных отраслевых задач. Развитие образовательных кластеров, охватывающих весь период становления личности человека, является одним из актуальных направлений адаптации отрасли образования к нынешним рыночным условиям, позволяющим внедрять современные подходы и методы к управлению рынком учебных услуг, организованных на экономических принципах воздействия, взаимодействия ресурсов, выявления коллективных интересов и точек взаимодействия между всеми участниками учебного процесса. Важнейшей причиной появления кластеров в мировой экономике является ограниченные масштабы технологических изменений в промышленности и усиление конкуренции. Одно предприятие не может выйти на
рынок, ему нужно с кем-то объединяться.
М. Портер связал разработку кластерной модели с конкурентоспособностью стран и регионов. По мнению М. Портера, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в
определенной сфере и взаимодополняющих друг друга». М. Портер выделяет систему условий для достижения преимуществ организаций, входящих в кластер, получившую название «конкурентный ромб»:
-
условия внутреннего спроса: аналогия курсу развития потребностей на мировом рынке, соответствие качеству и объему спроса; -
факторные условия: человеческие и природные ресурсы, информационно- научный потенциал, инфраструктура, капитал; -
обслуживающие и смежные отрасли: области применения современных технологий и сырья, полуфабрикатов и области поступления оборудования и сырья; -
структура и стратегия организации, внутриотраслевая конкуренция организации: цели, менеджмент фирм, способы организации, стратегии, внутриотраслевая конкуренция [188].
Таким образом, понятие кластера видоизменялось из среды производства в следующие понятия педагогики, как региональный кластер, образовательный кластер. Понятие кластер трансформировалось из понятия производственный, экономический кластер в понятие социальный кластер, кластер формирования инновационных процессов в образовании и др. Однако, анализируя этимологию термина и сопоставляя её с традиционными понятиями объединение, сектор, ряд можно, вслед за Е.И. Соколовой, отметить, что образовательный
кластер располагает не просто свойствами механического объединения. Образовательный кластер отличается мобильностью обновления содержания образования, функциональностью и огромными возможностями интегрирования целенаправленных усилий в востребованных обществом направлениях образования [7, 213].
М. Энрайт разработал теорию региональных кластеров. Автор исследовал отраслевые отличия в конкурентоспособности внутри государств и географический масштаб конкурентного превосходства. М. Энрайт допустил, что конкурентные превосходства формируются на региональном уровне, где основную роль осуществляют аспекты исторического развития регионов,
многообразие ведения бизнеса, осуществления производства и доступности образования, а не на наднациональном или национальном уровне. По мнению автора, отсюда следует, что региональные кластеры являются главными объектами проведения кластерной политики государства [252].
В Российской Федерации исследования применения кластеров в системе образования начались с огромным отставанием от западных стран, но, тем не менее, внесли огромный лепту в определение отдельных понятий. Опыту и проблемам организации учебного процесса в образовательных кластерах посвящены работы исследователей Р.Н. Абитова, И.Э. Вильданова, О.В. Киселевой, Е.А. Корчагина, Д.Б. Кравченко, И.Ю. Малковой, Л.Д. Медведевой, В.В. Прохоровой, Т.И. Пуденко, А.Ю. Уварова и др. В течение нескольких последних лет отмечается тенденция повышения интереса к внедрению образовательных кластеров для роста результативности развития регионов. Будущее применения образовательных кластеров для изменений в