Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 856

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


  1. Проанализированы преимущества и недостатки применения новых организационных форм обучения (кейс-технологии, сетевого взаимодействия, модульного обучения, телекоммуникационных проектов) в образовательном процессе общеобразовательной школы; выявлены дидактические и психолого- педагогические возможности информационно-образовательной среды на основе средств ИКТ для совершенствования организационных форм обучения в школе.

  2. Установлено, что применение современных организационных форм образовательной деятельности в обновляющейся информационно-

образовательной среде на базе средств ИКТ позволяет добиться следующих дидактических возможностей:

  • использование сетевого взаимодействия для обмена передовым педагогическим опытом педагога с педагогом, педагога с учеником, ученика с учеником и для общения с родителями;

  • возможность организации информационного взаимодействия между разнообразными участниками образовательного процессе: учащегося, электронных образовательных ресурсов и педагога;

  • возможность организации дистанционного обучения с помощью интернет технологий для повышения уровня квалификации педагогических работников;

  • возможность, используя новые организационные формы, находить, оценивать и эффективно использовать информацию в образовательном процессе, а также создавать образовательные ресурсы;

  • взаимодействие удаленных участников процесса обучения между собой: учителя и учащегося или группы учащихся, например, при организации дискуссий в режиме видеоконференции и телеконференции, электронной переписке;

  • конструирование образовательной деятельности обучающихся, конструирование различных образовательных траекторий, осуществление главных функций педагогической деятельности, обеспечение применения в педагогической деятельности современных информационных технологий;

  • взаимообмен учебной информацией сразу с огромным числом пользователей по обсуждаемой теме в режиме телеконференций;

  • возможность организовать разнообразного рода коллективные исследовательские работы учителей, учащихся, педагогических работников из всевозможных школ, образовательных учреждений, учебных и научных центров разных стран и регионов;

  • возможность формирования навыков самостоятельной продуктивной деятельности;

  • проектирование учебного процесса с ориентацией на конечный результат;

  • возможность формирования навыков проектирования образовательного процесса в условиях применения современных организационных форм на основе средств ИКТ;

  • реализация дистанционного, модульного, профильного, домашнего обучения и сопровождение обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с использованием новых организационных форм обучения;

  • создание и использование диагностирующих, психолого-педагогических методик оценки и контроля уровня знаний учащихся с использованием информационных и коммуникационных технологий, их продвижение в обучение, в том числе с помощью новых организационных форм.


Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

§2.1. Информационно-образовательный кластер образовательного учреждения




В концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года предусматривается формирование научно-образовательных центров, объединяющих инновационные научные исследования и учебные проекты. Важнейшим условием решения запланированных учебных задач в части улучшения системы общего и профессионального образования, повышения качества подготовки специалистов и приведения его в соответствие с потребностями бизнес-сообщества, является формирование и создание многоуровневых региональных образовательных систем кластерного типа, ориентированных на решение определенных отраслевых задач. Развитие образовательных кластеров, охватывающих весь период становления личности человека, является одним из актуальных направлений адаптации отрасли образования к нынешним рыночным условиям, позволяющим внедрять современные подходы и методы к управлению рынком учебных услуг, организованных на экономических принципах воздействия, взаимодействия ресурсов, выявления коллективных интересов и точек взаимодействия между всеми участниками учебного процесса. Важнейшей причиной появления кластеров в мировой экономике является ограниченные масштабы технологических изменений в промышленности и усиление конкуренции. Одно предприятие не может выйти на
рынок, ему нужно с кем-то объединяться.

М. Портер связал разработку кластерной модели с конкурентоспособностью стран и регионов. По мнению М. Портера, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в

определенной сфере и взаимодополняющих друг друга». М. Портер выделяет систему условий для достижения преимуществ организаций, входящих в кластер, получившую название «конкурентный ромб»:

  • условия внутреннего спроса: аналогия курсу развития потребностей на мировом рынке, соответствие качеству и объему спроса;

  • факторные условия: человеческие и природные ресурсы, информационно- научный потенциал, инфраструктура, капитал;

  • обслуживающие и смежные отрасли: области применения современных технологий и сырья, полуфабрикатов и области поступления оборудования и сырья;

  • структура и стратегия организации, внутриотраслевая конкуренция организации: цели, менеджмент фирм, способы организации, стратегии, внутриотраслевая конкуренция [188].

Таким образом, понятие кластера видоизменялось из среды производства в следующие понятия педагогики, как региональный кластер, образовательный кластер. Понятие кластер трансформировалось из понятия производственный, экономический кластер в понятие социальный кластер, кластер формирования инновационных процессов в образовании и др. Однако, анализируя этимологию термина и сопоставляя её с традиционными понятиями объединение, сектор, ряд можно, вслед за Е.И. Соколовой, отметить, что образовательный
кластер располагает не просто свойствами механического объединения. Образовательный кластер отличается мобильностью обновления содержания образования, функциональностью и огромными возможностями интегрирования целенаправленных усилий в востребованных обществом направлениях образования [7, 213].

М. Энрайт разработал теорию региональных кластеров. Автор исследовал отраслевые отличия в конкурентоспособности внутри государств и географический масштаб конкурентного превосходства. М. Энрайт допустил, что конкурентные превосходства формируются на региональном уровне, где основную роль осуществляют аспекты исторического развития регионов,

многообразие ведения бизнеса, осуществления производства и доступности образования, а не на наднациональном или национальном уровне. По мнению автора, отсюда следует, что региональные кластеры являются главными объектами проведения кластерной политики государства [252].

В Российской Федерации исследования применения кластеров в системе образования начались с огромным отставанием от западных стран, но, тем не менее, внесли огромный лепту в определение отдельных понятий. Опыту и проблемам организации учебного процесса в образовательных кластерах посвящены работы исследователей Р.Н. Абитова, И.Э. Вильданова, О.В. Киселевой, Е.А. Корчагина, Д.Б. Кравченко, И.Ю. Малковой, Л.Д. Медведевой, В.В. Прохоровой, Т.И. Пуденко, А.Ю. Уварова и др. В течение нескольких последних лет отмечается тенденция повышения интереса к внедрению образовательных кластеров для роста результативности развития регионов. Будущее применения образовательных кластеров для изменений в