Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 878

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

системе образования подмечается и на федеральном уровне. Так, в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015г.» одним из ключевых направлений повышении экономики государства является стимулирование в экономике потребности на инновации в образовании, формирование научных исследований, организации условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных корпоративных взаимоотношений, инновационных сетей и кластеров.

Законодательного определения понятия «кластер» на уровне федеральных нормативных документов в Российской Федерации не существует. Различные ученые по-разному интерпретируют образовательный кластер. Так, например П.Г. Кравцов и В.Н. Михелькевич образовательный кластер понимают, как:

«совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли» [68, 150]. В нанотехнологическом словаре РОСНАНО приводится следующее определение «образовательный кластер - система обучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-

технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки» [155]. Стратегической целью создания кластера является повышение конкурентоспособности региона в области образования.

Е.И. Соколова образовательный кластер понимает как систему, реализующую научно-исследовательскую, образовательную, организационно- педагогическую деятельность высокого уровня, являющуюся научным центром,
инновационным образованием и экономически успешным предприятием в процессе решения поставленных учебных задач [213].

Таким образом, образовательный кластер, в рамках данного исследования, будем понимать как совокупность взаимосвязанных образовательных учреждений, объединенных по региональному признаку и объединенных партнерскими отношениями друг с другом. Принципы функционирования образовательного кластера это единый учебный, научный и инновационный процесс во взаимодействии с экономикой и социальной сферой; координация образовательных модулей различных уровней и непрерывности образовательного процесса; учебно-методическое, организационное, информационное и научное взаимодействие между всеми субъектами образовательного кластера.

Э.Р. Скорнякова выделяет следующие преимущества образовательного кластера:

  1. Для образовательного учреждения объединение в более упорядоченную систему (кластер) является точкой роста, к которой начинают присоединяться другие организации.

  2. Ключевым моментом образования кластера является рыночной механизм

«выгодности» более тесного взаимодействия организаций, участников кластера.

  1. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией по вопросам потребностей, ресурсов и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера.

  2. Важными факторами, обусловливающими развитие кластера, являются его разнообразие и инновационность, основанные на связях кластера с научно- исследовательскими организациями.

  3. Принципиальное значение имеет способность объединений партнеров различных областей (внутри кластера) эффективно использовать внутренние ресурсы.

  4. Кластер играет позитивную роль в привлечении инвестиций в образовательную систему [206].


В концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы предполагается, что при выполнении мероприятия по поддержке развития объединений образовательных организаций профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов будут обеспечены:

  • организация подготовки специалистов в области информационно- телекоммуникационных технологий, повышения квалификации преподавателей образовательных организаций профессионального образования в области использования информационно-телекоммуникационных технологий;

  • организация подготовки специалистов по суперкомпьютерным технологиям;

  • создание и поддержка сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования [64].

Организация образовательного процесса в образовательных кластерах с участием различных образовательных учреждений и бизнеса в условиях электронного обучения, дистанционных и облачных технологий может проходить по разнообразным моделям глобализации образования. Перспективным представляется образовательная платформа «Мега-класс», в рамках которой можно реализовать интегрированные мега-уроки с синхронным участием студентов и учащихся [175, 176].

Чтобы понять содержание и сущность предполагаемых новшеств в образовании, необходимо проанализировать эволюцию понятия «кластер» от естественно-научной до гуманитарной парадигмы. Так, например, в экономике

понятие «кластер» показывает на отраслевую и географическую кооперацию организаций, производящих и
продающих некоторые связанные или взаимодополняемые товары общими усилиями. В образовании «кластер» - это объединение различных образовательных учреждений, различающихся по степени профессиональной готовности, специальности, устанавливающих одинаковые цели обучения и реализовывающих коллективную учебно- воспитательную деятельность.

Развитие образовательного кластера взаимосвязано с необходимостью связать в рамках одной функциональной или территориальной области бизнес- программы, фундаментальные разработки и современные системы проектирования информационных технологий, методики их разработки, а также подготовку и профессиональную переподготовку кадров, необходимых для реализации бизнес-программ. Работодатель образовательных услуг, то есть заказчик, определяет образовательный кластер как источник многосторонних практико-ориентированных знаний, умений и навыков, позволяющих определить сферы первоочередных финансовых вложений. Образовательный кластер выступает как единая система, первостепенной задачей которой является организация многоуровневой системы подготовки профессиональных кадров для бизнеса.

В образовательных кластерах необходимо интегрировать науку, образование и жизнь, реализовывать непрерывную профессионально- ориентированную подготовку молодежи без ломки сформировавшихся укладов участников образовательного кластера (вуз, школа, бизнес) за счет преимуществ облачных технологий, электронных организационных форм и средств обучения [50].

Таким, образом, проведенный анализ позволяет выделить следующие дидактические возможности образовательного кластера:

  • интеграция профильного межотраслевого и сотрудничества заинтересованных субъектов учебной деятельности и организаций;

  • ассоциация в большие центры заранее определенных образовательных учреждений для решения конкретных учебных задач;

  • приобретение качественного запланированного образовательного результата на базе объединения усилий различных организаций;

  • объединение образовательных ресурсов и возможностей заранее определенных образовательных учреждений разных уровней образования.


В основе ассоциации нескольких образовательных учреждений в образовательный кластер заложено взаимодействие на базе применения современных организационных форм, например, на базе сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных ступеней образования, ведомственной принадлежности и различной направленности. Также ассоциация в кластеры на базе сетевого взаимодействия позволяет повышать образовательные ресурсы, дидактические возможности, привлекать известных специалистов, повышать сферу инновационного влияния и потенциал исследовательской деятельности. В инновационном аспекте образовательные кластеры являются точками роста, вокруг которых сосредоточена деятельность различных профильных образовательных учреждений [211, 213].

В «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» инновационный территориальный кластер определяется следующим образом: «совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием: объединяющей участников кластера научно- производственной цепочки; механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации» [147].

А.А. Мигранян