Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 694

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

содержания образования» [62].

Понятие компетентности, отображающей цели системы образования, выступает на современном этапе ее развития в качестве одного из основных понятий, определяющих существенные пути модернизации образования во всех развитых странах мира. Это характерно, как следует из анализа педагогической литературы, а также из основных направлений развития образования на современном этапе, и для реформирования российского образования. Применение компетентностного метода во многом позволит ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными запросами общества к результатам образования. Основным компонентом в образовательном процессе в духе компетентностного подхода в школе является поиск и освоение таких новых организационных форм и методов обучения, в которых акцент ставится на ответственную и самостоятельную образовательную деятельность самих учащихся. Это различные организационные формы дистанционного, сетевого, проектного и проблемно-ориентированного обучения.

Таким образом, под качеством образования понимают многоаспектную категорию, интегральную характеристику современной системы образования, то есть комплексный показатель, охватывающий все этапы процесса обучения, развития и становления современной личности. Для того чтобы сделать новый шаг в развитии российского образования, необходимо повысить его качество в соответствии требованиями современного общества.
Соответственно, реформа образования в России обусловлена тем, что традиционные цели общего, и профессионального образования) и образовательные задачи стали все в меньшей

степени соответствовать новым потребностям общества и государства. То есть, современные реформы могут получить качественное развитие лишь в условиях становления инновационной системы образования, направленной на достижение современных образовательных результатов [224].

Государством перед системой образования ставится задача достижения нового качества образования за счет достижения запланированных образовательных результатов. Конечным образовательным результатом, в том числе общего и высшего профессионального образования, является инициативная, всесторонне развитая личность, способная приспосабливаться к социально-экономическим изменениям в обществе и, что немаловажно на современном этапе, найти свое место в нем. Развитие этих качеств является главной целью современных образовательных результатов [22, 23].

Система высшего профессионального образования до последнего времени успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры в рамках традиционного содержания образования и образовательного процесса на основе использования существующих методов, организационных форм и средств обучения, нуждается сегодня в значительной перестройке, так как уже неспособна обеспечить достижение новых образовательных результатов.

Обобщая результаты исследований психологов и педагогов, которые были посвящены структуре и особенностям личности обучающегося, В.И. Андреев выделяет следующие качества личности, которые должны стать основой новых
образовательных результатов:

  • мотивационные качества. Современный школьник должен обладать: целенаправленным интересом к непрерывному образовательному процессу и процессу самообразования и саморазвития личности, обширным стремлением к познанию окружающего мира, искусству и культуре. Такой ученик должен быть мотивирован на энергичную трудовую деятельность, на положительное поведение в школе и обществе.

  • духовно-нравственные качества. Современный школьник должен обладать: духовно-нравственным воспитанием, то есть он должен быть

отзывчивым, порядочным, гуманным, честным, справедливым, скромным, искренним, рефлексирующим, милосердным, добрым, самосовершенствующейся личностью.

  • физические качества. Современный школьник должен быть: оптимистическим, крепким, здоровым, спортивным, энергичным, то есть готовой к физическому саморазвитию и самосовершенствованию личностью.

  • интеллектуальные качества. Современный школьник должен быть: образно (пространственно) и критически мыслящим, творческим, эрудированным, интуитивно и логически мыслящим, изобретательным, умным и сообразительным.

  • деловые качества. Современный школьник должен быть: ответственным, трудолюбивым, оперативным, предприимчивым, расчетливым, дисциплинированным, способным к деловому и расчетливому риску, доводящей любое дело до логического конца личностью.

  • организационно-волевые качества. Современный школьник должен быть: упорным, требовательным к себе и окружающим, собранным, целеустремленным, организованным, самокритичным, волевым личностью.

  • социальные качества. Современный школьник должен быть: личностью, обладающей гуманистическим мировоззрением, с энергичными гражданскими и социальными принципами, способной понять другого человека, уважающей себя и других личностью.

  • общекультурные качества. Современный школьник должен быть: личностью, умеющей работать умственно и физически, обладающей экономической, экологической, правовой, политической культурой, культурой общения и поведения, эстетической культурой [5].


А.Б. Воронцов выделяет следующие основные результаты обучения и воспитания: предметные (академические) результаты; ключевые компетенции или набор универсальных учебных действий; приобретение социального опыта или результаты личностного развития. Особое внимание автор уделяет сквозным образовательным результатам. Это базовые результаты, которые протекают через

все образовательные области, этапы образования, служащие интегральной характеристикой учебной результативности учащегося [27].

Во главу угла в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения ставятся следующие результаты обучения в системе среднего образования: личностные, метапредметные, предметные[200].

По мнению А.А. Кузнецова, «ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты новой редакции закона они названы

«Требования к освоению основных образовательных программ»). При этом надо учесть, что изменилось и само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные, и на личностные результаты. А эти результаты уже могут быть достигнуты (особенно в гуманитарных предметах) при освоении достаточно разного, вариативного содержания» [79].

Анализ требований, которые выдвигает общество и государство к системе образования показывает, что для достижения современных образовательных целей актуальным становится развитие:

  • среди личностных результатов мотивации, инициативности, познавательных потребностей, созидательности, творческих способностей учащихся;

  • среди метапредметных результатов развитие универсальных способов деятельности, общекультурных знаний, умений и навыков, включая, прежде всего, навыки сетевого взаимодействия, телекоммуникационной проектной и исследовательской деятельности на основе эффективного применения средств информационных технологий;

  • среди предметных результатов – переход от в основном, репродуктивных способов усвоения учебно-методического материала к развитию навыков самостоятельной творческой деятельности, поиску и обработки информации, ее анализу, проведению учебно-познавательных экспериментов, лабораторных исследований, обработке и интерпретации их результатов, в том числе с использованием средств современных информационных технологий.


Достижение современных образовательных результатов, востребованных государством, семьей, личностью, и обществом, непосредственно связано с осуществлением образовательной деятельности, то есть любой образовательный результат достигается в ходе и в итоге определенной деятельности. Если меняется планируемый образовательный результат, то необходимо подобрать адекватные ему, но уже во многом другие, чем раньше виды учебной деятельности. Деятельностный подход базируется на теоретических тезисах концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, показывающих важнейшие психолого-педагогические закономерности процесса обучения и воспитания. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность посредством последовательных преобразований. Таким образом, познавательное, социальное и личностное развитие обучающихся устанавливается характером организации их деятельности, главным образом, учебной деятельности. В деятельностном подходе аргументировано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления теоретический или эмпирический в зависимости от содержания обучения (научные или эмпирические понятия) [87, 88]. Обучение осуществляет свою главную роль в умственном формировании в основном через содержание. Системы научных понятий, устанавливающих прогресс познавательного развития обучающихся и формирование теоретического мышления, основаны на организации