Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 705

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

системы учебных действий. По мнению А.А. Леонтьева,

«деятельностный подход в образовании это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями» [90]. Деятельностный подход ко всем компонентам методической системы обучения учителя может оказать принципиальное влияние на повышение качества его

подготовки. Так, в соответствии с деятельностным подходом, повышение качества обучения основывается на двух взаимосвязанных процессах: организация деятельности учащихся, в том числе планирование индивидуальной самостоятельной деятельности ученика, и контроль этой деятельности.

Таким образом, можно отметить, что система образования (общего и высшего профессионального образования), до недавнего времени успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры в рамках старого содержания образования и образовательного процесса, нуждается, в настоящее время, в значительной перестройке, так как уже неспособна в полной мере обеспечить достижение планируемых образовательных результатов. Для достижения планируемых образовательных результатов, удовлетворяющих потребностям общества и государства, нужны новые методы, инновационные организационные формы, современные средства и спроектированная на их основе современная информационно-образовательная среда на основе средств ИКТ [122].
Проблема проектирования современной информационно-образовательной среды, созданной на базе средств ИКТ, заключается не только чисто в техническом аспекте. Для ее функционирования, развития и применения в образовательном процессе необходимо целиком и полностью использовать современные организационные, научно-педагогические и методические средства.

Кроме того, необходимо учитывать проблемы педагогики и психологии в условиях использования современных информационно-образовательных сред.

Проблема формирования современной ИОС стала предметом целого ряда исследований в последние годы (М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, А.А. Кузнецов, С.Н. Поздняков, Е.С. Полат, М.А. Сурхаев, А.П. Тряпицина и др.). Особое значение в рамках данного исследования имеют работы последних лет (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, И.В. Роберт, А.А. Кузнецов, С.В. Зенкина, Т.А. Сергеева, М.А. Сурхаев, А.П. Тряпицина и др.), раскрывающие характер и факторы изменения информационно-образовательной среды при применении средств ИКТ в учебном процессе.

В данном исследовании развивались концептуальные подходы и психолого- педагогические аспекты функционирования ИОС. В работах Т.В. Габай, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, Е.С. Полат, Т.А. Сергеевой, Н.Ф. Талызиной, О.К. Тихомирова рассмотрены функции и место средств информационно- коммуникационных технологий в образовательной среде. В исследованиях Т.В. Габай, Е.С.Полат, Т.А. Сергеевой, Н.Ф. Талызиной и др. проанализированы главные компоненты деятельности учителя информатики, качество которых может быть увеличено при применении средств ИКТ. Определены методические и дидактические требования к средствам ИКТ в исследованиях С.В. Панюковой, И.В. Роберт, Т.А. Сергеевой и др.

Основной акцент в этих исследованиях делается на понимание ключевых
понятий информационно-образовательной среды и определение компонентов среды. Однако в этих исследованиях недостаточное внимание уделяется дидактическим и психолого-педагогическим возможностям применения современных методов, инновационных организационных форм и средств обучения в обновляющейся информационно-образовательной среде. И в этой связи необходимо проанализировать основные задачи, которые стоят перед учителем информатики в развивающейся информационно-образовательной среде. В первую очередь, попытаемся определить, что такое информационно- образовательная среда. Понятие информационно-образовательной среды появилось в психолого-педагогической литературе недавно, но уже существует множество интерпретаций данного термина.

Современную ИОС можно определить как структуру, созданную на основе использовании средств компьютерной техники, то есть как программно- телекоммуникационную среду, реализующуюся взаимосвязанным сообществом учителей, родителей, учащихся, администрации учебного заведения, общественности и едиными технологическими средствами. Подобная среда, по мнению С.Л. Атанасяна, должна включать в себя совокупность программных и технических средств обработки, хранения и передачи информации, организационно-методические средства, обеспечивающих быстрый доступ к

учебно-значимой информации и создающих возможность для диалога учителя с учеником [9].

Сформулируем признаки информационно-образовательной среды, придерживаясь признаков, приведенных Г.Ю. Беляевым:

  • информационно-образовательная среда всякого уровня является сложно- составным объектом системной природы;

  • информационно-образовательная среда располагает обширным спектром модальности, развивающим многообразие типов региональных образовательных сред разнообразных, порой взаимоисключающих качеств;

  • целостность информационно-образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается осуществление комплексной цели воспитания и обучения на всем этапе непрерывного образования;

  • информационно-образовательная среда выступает как средство воспитания и обучения;

  • в оценочно-целевом планировании информационно-образовательные среды приносят итоговой воспитательный эффект как негативных, так положительных характеристик;

  • информационно-образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия психолого-дидактических, пространственно- предметных и социальных компонент, формирующих систему координат ведущих тенденций, влияний и условий педагогических целеполаганий;

  • информационно-образовательная среда формирует субстрат самостоятельной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни [13].


В диссертационном исследовании «Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза» С.Л. Атанасян под единой информационной образовательной средой педвуза понимает основанную на применении информационных технологий программно-телекоммуникационную среду, опирающуюся на единые технологические образовательные средства. Подобная среда, по мнению автора, должна включать в себя, как организационно-

методические условия, так и совокупность программных и технических средств обработки, передачи и хранения информации, обеспечивающую быстрый доступ к учебно-значимой информации и создающую возможность для диалога учителя с учеником, актуальную как для реализации целей и задач образования, так и для развития современной педагогической науки [9].

А.Г. Абросимовым в докторской диссертации были сформулированы следующие основные задачи развития информационно-образовательной среды вуза:

  1. применение в образовательном процессе современных информационных технологий в соответствии с реальными требованиями к профессиональному образованию;

  2. исследование и реализация современных технологических и методических подходов представления информации в сочетании с традиционными методами обучения;

  3. обеспечение доступности учебно-методических материалов;

  4. интенсификация учебного процесса и формирования знаний и умений обучаемых, что является основой повышения качества знаний;

  5. развитие дидактических возможностей ИОС ВУЗа на основе применения средств ИКТ;

  6. использование современных информационных технологий в консалтинговых услугах и обеспечении трудоустройства студентов [3].


Проведенный анализ разнообразных определений позволяет сделать вывод, что современная информационная образовательная среда - это совокупность субъектов (ученик, учитель) и объектов (содержание, новые методы, инновационные формы и средства обучения на основе средств ИКТ) образовательного процесса, способных качественно реализовать современные образовательные технологии, направленные на повышение эффективности образования и достижение планируемых образовательных результатов.

Информационно-образовательная среда является сложным, многокомпонентным системным образованием, пропитанным различными

ресурсами учебного характера и дидактическими возможностями, позволяющими реализовать цели и задачи модернизации образования.

Основой современной информационно-образовательной среды становится смещение акцентов на самостоятельное обучение, ответственность и активность самих учащихся, предоставление возможности для реализации и формирования познавательных потребностей учащихся. В развивающейся информационно- образовательной среде на базе средств ИКТ акцент делается не только и не столько на такой результат обучения, как овладение определенным набором знаний и умений, как на сам процесс обучения, который должен способствовать развитию личности обучаемого. По мнению С.Г. Григорьева, С.В. Зенкиной, А.А. Кузнецова, О.К. Филатова, В.В. Фирсова, М.А. Сурхаева и др., традиционная система образования не испытывала больших потребностей в применении новых методов и средств информационных технологий в образовательном процессе, поэтому их использование не приводит к качественно новым образовательным