Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 692

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

результатам. Принципиальные изменения образовательных результатов возможны только при переходе к развивающейся информационно- образовательной среде на базе средств ИКТ, и только в этой среде инновационные организационные формы, новые методы и соответствующие им средства обучения, отвечающие потребностям этой среды, позволяют существенно повлиять на достижение современных образовательных результатов. Как подчеркивает С.В. Зенкина, «поиск нового облика образования требует для своего решения принципиально новых подходов, новых ориентиров. Главные из них новые организационные формы учебной деятельности, взаимодействие учителя и обучаемых, новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты» [47]. Соответственно, одной из важнейших проблем, стоящих перед системой образования в новой информационно-образовательной среде и влияющих на изменения в деятельности современного учителя информатики, является использование современных организационных форм в образовательном процессе школы [123].

Необходимость реформ была отмечена и на государственном уровне. На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года Президент России Д.В. Медведев поставил перед системой образования следующие задачи:

  • развивать такую структуру организации учебной работы, которая работает на сетевых и проектных принципах;

  • развивать современную образовательную среду, которая определяет новую роль педагога в данной среде, готового к применению средств ИКТ в профессиональной деятельности;

  • корректировать методы и содержание обучения, представляя обширные возможности для профессиональной переподготовки учителей;

  • нужно дать педагогу обширные возможности для выбора формы, модели и профессионального совершенствования.


В соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения перед
педагогом нового типа ставятся новые задачи:

  • организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач;

  • проектирование образовательных сред, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих качество образовательного процесса;

  • проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки учащихся, а также форм и методов контроля, в том числе на основе современных информационных технологий;

  • исследование, проектирование, организация и оценка реализации учебно- методического сопровождения учителей с использованием современных инновационных технологий;

  • применение имеющихся возможностей информационно-образовательной среды и профессиональное проектирование новых сред для обеспечения

целенаправленного развития методического сопровождения деятельности современных педагогов [228].

Таким образом, проведенный анализ важнейших задач, стоящих перед системой образования на данном этапе своего развития и перед учителем информатики, позволяет сделать вывод, что количество нерешенных проблем, возникающих вопросов, связанных с внедрением средств информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс не уменьшается. Более того, обозначаются новые задачи, требующие скорейшего решения:

  • развитие и расширение вариативности образования (индивидуальные образовательные маршруты, дополнительное (внеурочное) образование), а следовательно, появление зачетно-модульного обучения;

  • внедрение новых организационных форм обучения в образовательный процесс с использованием информационных и коммуникационных технологий (дистанционные формы, сетевое взаимодействие, метод телекоммуникационных проектов, и т.д.);

  • проектирование образовательного процесса в современной школе с использованием инновационных организационных форм в обновляющейся информационно-образовательной среде на основе средств ИКТ, то есть проектирование учебного процесса (страны, региона, вуза и школы) по созданию технических, организационных и психологических условий для усвоения содержания образования субъектами учебного процесса;

  • организация сетевого взаимодействия учащихся и учителей из разных регионов для объединения ресурсов нескольких образовательных учреждений в единую информационно-образовательную среду, в том числе организация коллективных форм методической деятельности учителей через коммуникативные возможности развивающейся среды;

  • проектирование современной информационно-образовательной среды, для увеличения качества образования и достижения планируемых образовательных результатов в образовательном учреждении на основе использования современных методов, инновационных форм и средств обучения;

  • организация процесса самообразования, «научить учиться», то есть помочь обучающемуся самостоятельно усваивать необходимые ему знания, планировать индивидуальные траектории обучения, в том числе с использованием инновационных форм (сетевое взаимодействие, дистанционное обучение, кейс- технологии и т.д.).


Соответственно, главной задачей системы образования становится подготовка будущих учителей информатики к педагогической деятельности с применением новых методов, инновационных форм и современных средств обучения, то есть современного педагога следует готовить к решению тех задач, которые ставятся перед образовательным учреждением на современном этапе и которые могут появится в ближайшей перспективе.

Для эффективного применения новых организационных форм в учебном процессе школы, российскому образованию нужны новые профессиональные педагогические кадры, способные на высоком качественном уровне применять новые организационные формы в образовательном процессе школы. Однако, чтобы использовать эти формы в учебной деятельности в общеобразовательной школе необходимо, чтобы процесс методической подготовки будущего учителя информатикивпедвузетакжепроходилвобновляющейсяинформационно- образовательнойсреденабазепримененияновыхорганизационныхформ обучения, способствующих активации познавательной деятельности и формированию творческих способностей обучающегося.

В соответствии с концепцией и содержанием профессионального стандарта учителя [188] педагог нового типа должен:

  • вчастиобучения: иметьвысшее образование (педагогам, имеющим среднее специальное образование, должныбытьсозданыусловиядля его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности); уметьпланировать, проводить уроки, анализировать их эффективность; владетьформамииметодамиобучения, выходящими за рамки уроков: сетевоевзаимодействие, телекоммуникационные проекты, лабораторные экспериментыи т.д.; владетьИКТ-компетенциями;

  • вчастивоспитательнойработы: владетьметодамииформами воспитательной работы, используя их как во внеклассной деятельности, так и на уроке; владеть методами организации экспедиций, походов и экскурсий; владетьметодами музейной педагогики, применяя их для расширения кругозора обучающихся; оказывать всестороннюю поддержку и помощь в планировании ученических органов самоуправления; уметьразрабатывать и проектировать события и ситуации, вырабатывающие эмоционально-ценностную сферу ученика; уметьсоздавать в учебных группах (секции, кружке, классе и т.п.) детско- взрослые сообщества обучающихся, учителей и их родителей; уметьвзаимодействовать с другими учителями и специалистами в решении воспитательных задач;

  • вчастиразвитияличностныхкачествипрофессиональныхкомпетенций: быть способным оказать индивидуальную помощь ученику своими педагогическими приемами; быть готовымк взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; уметьсоставлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка; уметьразрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся; уметь развивать и формировать универсальные учебные действия, ценности и образцы социального поведения, навыки поведения в социальных сетях и миревиртуальнойреальности, навыки толерантности и поликультурного общения, ключевые компетенции и т.д.; уметь формировать детско-взрослые сообщества, знать закономерности развития и их социально-психологические особенности [188].


Педагога нового типа, соответствующего этим требованиям, в традиционной системе образования традиционными организационными формами) сформировать в полной мере не удастся. Чтобы учитель информатики был инициативным и проявлял инициативу в процессе обучения, его надо подталкивать к этой инициативе, чтобы он был коммуникабельным, его надо приучать работать в сетевых сообществах, чтобы он умел работать в коллективе,

его надо привлекать к совместной деятельности через телекоммуникационные проекты и т.д.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что для достижения новых образовательных результатов, удовлетворяющих потребностям общества и государства, нужны новые методы, инновационные формы и средства обучения, а также построенная на их основе обновляющаяся информационно-образовательная среда на основе средств ИКТ. Исследования, проведенные учеными (А.Г. Асмолов, С.Г. Григорьев, СВ.В. Гриншкун, С.В. Зенкина, В.А. Кудинов, А.А. Кузнецов, Т.А. Лавина, В.В. Лаптев, Е.С. Полат, В.В. Рубцов, А.Л. Семенов, М.А. Сурхаев, А.Н. Тихонов и др.) показали, что необходимым потенциалом повышения эффективности образования и достижения запланированных образовательных результатов в полной мере обладают средства обучения на базе ИКТ. В.А. Кудинов выделил следующие функции использования современных средств ИКТ в процессе подготовки современного учителя:

  • информационно-обучающая функция получение новых научно- методических знаний, широкое распространение инновационных педагогических новаций;

  • формирующая функция, направленная на отработку методических знаний, умений и навыков, моделирование и проектирование изучаемых предметов и явлений, конструирование образовательного процесса или некоторых его компонентов (содержания, формы обучения и т.д.);

  • контрольно-корректировочная функция, направленная на методическое применение средств ИКТ для контроля знаний, умений и навыков, экспертно- обучающих систем;

  • диагностическая функция, связанная с контролем качества обучения;

  • исследовательская функция, связанная с развитием творческих способностей современного специалиста [72].