Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 874

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Проведенный анализ работ исследователей (С.Г. Григорьев, СВ.В. Гриншкун, С.В. Зенкина, В.А. Кудинов, А.А. Кузнецов, Т.А. Лавина, Е.С. Полат, В.В. Рубцов, А.Л. Семенов, М.А. Сурхаев, А.Н. Тихонов и др.)

позволяет выделить следующие дидактические возможности информационно- коммуникационных технологий:

  • индивидуализировать образовательный процесс;

  • адаптировать образовательный процесс к возможностям, способностям и интересам учащихся;

- развивать творческие способности и самостоятельность учащихся;

  • повысить доступность новых источников учебной информации, применения информационного моделирования в учебном процессе;

  • создать новую среду обучения на основе применения средств ИКТ.

Кроме того, применение средств ИКТ открывает принципиально новые возможности для внедрения новых видов учебной деятельности, то есть современный педагог должен не только владеть знания в области современных информационных технологий, но и быть специалистом по их использованию в своей повседневной трудовой деятельности.

Анализ психолого-педагогический литературы по структуре деятельности показывает, что процесс активного усвоения знаний происходит через целенаправленное и мотивированное решение учебно-познавательных задач. Соответственно, достижение современных образовательных результатов может быть достигнуто лишь на основе развития новых видов учебной деятельности, принципиально другого содержания образования. Обновляющая информационно- образовательная среда, проектируемая на базе средств ИКТ, обладает нужными дидактическими возможностями для содержательного наполнения образовательного процесса, для осуществления новых видов
образовательной деятельности и роста эффективности ее реализации.

Новая учебная деятельность - это деятельность, обеспечивающая возможность достижения образовательных результатов, отвечающих запросам современного общества, личности и государства, которые отражены в действующих ФГОС. Виды учебной деятельности это ее проявления в различных ситуациях при решении разнообразного рода образовательных задач.

Всякий вид учебной деятельности состоит из предмета и структуры (последовательности операций и действий).

Анализируя проблему о размежевании новых и традиционных видов деятельности, будем отталкиваться от мнения В.В. Рубцова [202], который считает, что современные виды деятельности это конкретные и частные варианты имеющихся в истории человечества и культурно оформленных примеров деятельности, выражающиеся в современных, необычных условиях. Современные виды учебной деятельности, которые существенно отличаются от традиционных видов учебной деятельности и протекают в условиях использования современной информационно-образовательной среды, в частности в условиях использования электронных образовательных ресурсов будем понимать под новыми видами учебной деятельности.

В данном исследовании за основу возьмем виды учебной деятельности, определенные В.А. Беликовым [12], и адаптированные к условиям новой информационно-образовательной среды Е.В. Чернобай [240], которые дополним и разделим на две группы.

  1. Новыевидыучебнойдеятельности:


  • работа учащихся с электронными образовательными ресурсами самостоятельно;

  • представление и подготовка публичного выступления в виде презентации;

  • обработка информации с помощью средств современных информационных технологий;

  • обработка и поиск учебной информации в электронных справочных изданиях: справочно-информационных системах, словарях, электронных энциклопедиях, информационных порталах, информационно-поисковых системах;

  • сравнение и отбор учебного материала из разных источников: учебники и учебно-методические материалы, информационные ресурсы сети Интернет, электронные образовательные ресурсы и т. д.;

  • создание виртуальных лабораторий в сети интернет;

  • вычислительный эксперимент;

  • создание с помощью информационных технологий электронных образовательных ресурсов (учебный план, аннотации, тезисы докладов, резюме и т.д.);

  • компьютерное моделирование (имитационное и аналитическое);

  • обсуждение и просмотр учебных видеоматериалов, учебных презентаций;

  • активное участие обучающегося в вебинарах;

  • активное участие в телеконференциях, в том числе в жюри;

  • интерактивный диалог;

  • создание лабораторий с виртуальным доступом к настоящему оборудованию;

  • возможность моделирования дорогих, опасных или сложных настоящих экспериментов;

  • выполнение работ компьютерного практикума;

  • оформление и подготовка с помощью встроенных прикладных программ общего назначения итогов самостоятельной научно-познавательной и учебной работы обучающегося;

  • возможность программирования.

  1. Историческиприменяемыевучебнойпрактикевидыучебной деятельности,использованиеэлектронныхобразовательныхресурсовдля расширения спектра их возможностей и поддержания их функционирование на болеевысоком качественном уровне:


  • подготовка докладов и рефератов с использованием различных источников учебной информации (новые компьютерные технологии дают почти громадные возможности выхода к самым разнообразным источникам учебной информации);

  • самостоятельная работа с учебным материалом (данный вид учебной деятельности может работать на неограниченно высоком уровне за счет

использования различных материалов, в том числе электронных образовательных ресурсов и автоматизации самоконтроля учащихся);

  • решение различных задач экспериментальных и текстовых, качественных и количественных (результативность этих видов учебной деятельности должна увеличиться за счет роста точности измерений; автоматизации вычислений; автоматизации контроля; доступности справочной учебной информации и т.д.);

  • наблюдение за показом, демонстрируемое учителем (если традиционно демонстрация какого-то процесса или явления оказывается невозможной или проблематичной, то в условиях использования электронных образовательных ресурсов существенно увеличится вероятность проведения данной демонстрации);

  • анализ графиков, таблиц и схем (использование современных электронных образовательных ресурсов позволяет увеличивать демонстрационные материалы, показывать эти материалы с хорошим разрешением, а также применять элементы анимации);

  • анализ проблемных учебных ситуаций (использование современных электронных образовательных ресурсов позволяет педагогу демонстрировать проблемные ситуации на реальных задачах, разрешают обучающимся применять информационно-поисковые системы, в случае необходимости и т.д.);

  • выполнение фронтальных лабораторных работ (для более эффективного применения этого вида деятельности можно использовать современные информационные технологии для анализа экспериментальных результатов, позволяющие экономить учебное время, например, при выполнении однотипных вычислений);

  • проведение исследовательского эксперимента (нехватку оборудования для исследований в образовательных учреждениях можно компенсировать виртуальными моделями на ПК);

  • решение экспериментальных задач (применение ЭОР позволяет производить измерения с более высоким уровнем точности);

  • изучение математических функций (современные компьютерные программы позволяют строить графики функций и поверхностей, что существенно облегчает восприятие информации учащимися);

  • современная учебная деятельность (информационные технологии, входящие в состав обновляющейся информационно-образовательной среды на основе средств ИКТ, являются одним из средств, обеспечивающим формирование коллективно-распределенной учебной среды).


Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности представлены в таблице 6.