Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 709

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

личных мотивов. В этой ситуации деятельность педагога значительно модифицируется, то есть ему приходится ежедневно выполнять функции, которые при обычном обучении ему не приходилось выполнять. В развивающейся информационно-образовательной среде на базе средств ИКТ учитель информатики направляет и формирует учебный процесс в русло формирования интересов обучаемого, степени его учебной подготовки, формирования творческой активности, исходя из целей обучения [81].

Развивающаяся информационно-образовательная среда образовательного учреждения, построенная на основе применения средств ИКТ направлена на решение следующих задач:

  • целенаправленное внимание на эффективное формирование личностных качеств обучающихся, которые необходимы ему в будущей педагогической деятельности;

  • установление уровня развития личностных качеств у каждого обучающегося и построение индивидуальных образовательных траекторий.

Учебный процесс в развивающейся ИОС, основанной на использовании средств информационно-коммуникационных технологий позволяет, в отличие от традиционных условий:

  • расширять возможности выбора современных методов, организационных форм и средств обучения, а также эффективного прохождения учебного материала обучающимися;

  • обеспечивать прямой доступ к популярной учебно-методической информации из лучших библиотек страны и мира, доступ к ресурсам различных музеев; дает возможность в активном (задавать им вопросы) и интерактивном режиме присутствовать на лекциях ведущих учёных (специалистов) мира; быть участником виртуальных школ и т.д.;

  • увеличивать интерес обучающихся к учебным предметам за счёт наглядных ресурсов, интерактивной формы представления учебно-методического материала, усиления межпредметных связей и т.д.;

  • повышать мотивацию к самостоятельной работе учащихся;

  • развивать критическое мышление учащихся;

  • активно применять методы коллективного обучения (обсуждения учебных проблем и задач в чатах, на форумах; оперативно получать подсказки продвинутых учащихся);

  • эффективно развивать учебную инициативу, учебные способности и интересы учащихся;

  • строить непрерывное образование в течение всей жизни [129, 134, 225].


Недостаточно использовать образовательную среду, необходимо научиться планировать образовательный процесс в ней. Современный учитель информатики, в условиях постоянно обновляющихся средств образовательного назначения (информационных технологий), должен планировать образовательный процесс, который, во-первых, направлен на применение средств этой среды, во- вторых, должен ориентироваться на запланированные образовательные

результаты, и, самое главное на новые виды деятельности и на новые организационные формы. Информационно-образовательная среда заработает тогда и только тогда, когда учитель информатики методически оправданно выстроит новый образовательный процесс. Так, например, на данный момент существует огромное количество различных информационных ресурсов образовательного назначения, в том числе, более 30 тыс. в отрытом доступе, но никто ими не пользуются. Используются, как правило, обычные ресурсы, такие, как:

  • образовательные электронные ресурсы для повышения наглядности образовательного процесса;

  • контролирующие программы оперативного контроля образовательного процесса;

  • различные виды тренажеров для тренинга типовых умений.

Перечисленные образовательные ресурсы принципиально не меняют образовательный процесс. Для преобразований нужны новые средства, которыми современные учителя информатики в большинстве своем не умеют пользоваться, для этого им надо формировать исследовательские навыки, надо самим проектировать учебный эксперимент, проводить его, обрабатывать его результаты, давать интерпретацию результатов эксперимента.

Современные учителя информатики
не умеют проектировать учебный процесс, не умеют работать с новой информационно-образовательной средой. Работа с информационно-образовательной средой - это не умение оперировать со средствами среды, а методически оправданно использовать средства этой среды.

Логика проектирования информационно-образовательной среды должна быть следующей: в ФГОС или в примерной основной образовательной программе определены, какие образовательные результаты учитель информатики должен получить при изучении определенной темы, значит, он должен определить, какая учебная деятельность приведёт к этим результатам. То есть, после анализа планируемых образовательных результатов учитель информатики путем последующего анализа определяет перечень видов деятельности, которые надо

реализовать на уроке, чтобы достичь планируемых результатов. Из педагогики известно, что любую деятельность можно реализовать в виде определенных учебных задач, соответственно, учитель информатики подбирает различные учебные задачи (практические, задачи на вычисления, на исследование и т.д.). После того, как учитель информатики подобрал задачи, он должен определить, какими средствами школьник будет решать эти задачи. Для решения некоторых задач нужно подобрать определенные компьютерные средства и программное обеспечение к ним. Все эти средства в совокупности создают информационно- образовательную среду данного учителя информатики, и планирование для него заключается в том, что он путем анализа планируемых образовательных результатов определяет необходимые виды деятельности, под виды деятельности подбирает задачи, для решения задач подбирает
необходимые средства.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что учительинформатикиодновременно планирует образовательные результаты и для достижения этихрезультатовпланируетинформационно-образовательнуюсредуданногоучреждения, а этому его никто не учил. Таким образом, в условиях стремительно меняющейся информационно-образовательной среды (особенно быстро меняются средства обучения) возникает необходимость каждые 2-3 года повышать квалификацию педагога, а для этого нужны новые организационные формы.

Значительную роль в педагогической деятельности учителя информатики играет умения по организации сетевых сообществ для консолидации ресурсов нескольких общеобразовательных школ в обновляющейся информационно- образовательной среде на базе средств ИКТ. Выступая на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя в 2010 году, Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов словом, всего того, что формирует профессиональную среду» [192].

Сетевые сообщества учителей информатики или объединения учителей это инновационная форма деятельности современных педагогов. Участие в

педагогических сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в различных уголках огромной страны, такой как Россия, а также за рубежом, контактировать друг с другом, решать учебные задачи и увеличивать свой профессиональный педагогический уровень.


Профессиональные сетевые сообщества раскрывают перед учителями информатики дополнительные педагогические возможности, такие как:

  1. использование открытых, свободных и бесплатных электронных образовательных ресурсов;

  2. индивидуальное создание сетевого учебно-методического материала для передачи через сеть пользователям сетевого сообщества;

  3. освоение информационных концепций, знаний и навыков;

  4. наблюдение за деятельностью участников сетевого сообщества в online и offline режиме, в том числе виртуальное присутствие на открытых занятиях некоторого члена сообщества с помощью современных средств ИКТ.

Использование социальных сервисов внутри сетевых сообществ, по мнению Я.С. Быховского, открывает перед учителями широкие методические возможности. По мнению автора, востребованными социальными сервисами в образовательном процессе для практического использования сетевых сообществ, является использование технологий вики - «Летописи.ру» и конкурс юных программистов Суперкод [22].

Основной целью педагогических сообществ должна быть передача педагогического опыта другим участникам сообщества. Учителя информатики могут найти в сети рекомендации по конкретным темам учебного процесса, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий учебного назначения, в том числе с использованием возможностей сети (создание различных проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.).

Одним из существенных факторов является то, что участники профессиональных педагогических сетевых сообществ имеют равный доступ к педагогическим новинкам,