Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 715

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

, но и на базе вузов и инновационных школ» [234].

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что в новой информационно-образовательной среде школы возникает потребность в новых организационных формах проведения учебных занятий по информатике, следовательно, необходимо поменять требования к содержанию методическойподготовкисовременногоучителяинформатикидля оперирования соответствующими средствами, организационными формами и методами обучения в этой среде. Необходимо выстроить методическую систему подготовки учителя информатики на основе анализа перспектив развития педагогической деятельности, тоесть,какаяпедагогическойдеятельностьнеобходимасовременному учителю информатики, такая подготовка к этой деятельностиему и нужна. Структура информационной компетентности учителя информатики проявляется через компоненты, ориентируемые на работу со средствами ИКТ, которые, в соответствии с системным подходом, предполагают синтез практических навыков и теоретических знаний и включают ряд способностей в сфере педагогической деятельности современного учителя. Для того, чтобы детализировать и конкретизировать направления развития педагогической деятельности учителя информатики, надо обратиться к работам, которые дифференцируют ее по определенным компонентам. Впервые это было сделано Н.В. Кузминой, потом этим вопросом занимались В.П. Беспалько, Т.В. Добудько, Т.А. Лавина, Л.В. Подымова, В.А. Сластенин, Н.В. Софронова и др. Они выделили, обосновали, раскрыли содержание, показали сущность следующих компонентов педагогической деятельности учителя:
гностический,

проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. В последние годы в связи с тем, что появилось много источников методической системы в виде учебников, методических пособий, электронных образовательных ресурсов возникла потребность в экспертной оценке качества этих учебно- методических материалов для эффективного использования в учебном процессе. В связи с этим к вышеперечисленным компонентам добавился еще один компонент экспертный, который был раскрыт, прежде всего, в работах С.В. Паннюкова, И.В. Роберт, а затем получил развитие в работах Т.Б. Захаровой, С.В. Зенкиной, М.А. Сурхаева, М.М. Ниматулаева и др. Анализ этих работ позволил выделить следующие компоненты педагогической деятельности учителя информатики в условиях применения современных организационных форм обучения на основе средств ИКТ: гностический, проектировочный,конструктивный,организаторский,коммуникативный,экспертный.

В условиях необходимости перехода к новым организационным формам, в условиях очевидной необходимости построения образовательного процесса в рамках новой информационно-образовательной среды, необходимо проследить, как изменилось содержание педагогической деятельности учителя информатикипоэтимотдельнымкомпонентам, чтобы потом на основе этого анализа обосновать подходы, принципы содержания методической системы подготовки учителя информатики.


Гностический компонент. В условиях применения новых организационных форм в учебном процессе гностический компонент педагогической деятельности учителя информатики необходимо корректировать с учетом психолого-педагогических и дидактических возможностей новых форм обучения. То есть, современному учителю информатики необходимы дополнительные знания в области (кроме традиционных, рассмотренных в работах В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, Т.А. Лавиной, М.А. Сурхаева) дидактических и психолого-педагогических возможностей новых организационных форм обучения; психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся при использовании модульного обучения, профильного

обучения, лекций, семинаров, сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, кейс-технологий; определения характера внутригрупповых отношений, межгрупповых и межличностных взаимоотношений учащихся при сетевом взаимодействии, проектном обучении; анализа опыта передовых учителей в целях обобщения и использования эффективных организационных форм, методов и средств обучения в своей профессионально-педагогической деятельности, в том числе, используя педагогические сообщества учителей, форумы, чаты; анализ эффективности применяемых форм организации обучения в школе.

Конструктивный компонент. Современный учитель информатики должен обоснованно применять различные методы и методические приемы обучения на занятиях, в том числе новые методы (информационных ресурсов, метод “реификации” и др.) с использованием адекватных им организационных форм обучения, также такой учитель должен рационально использовать технические и
дидактические средства обучения для проведения занятий с использованием новых организационных форм обучения, конструировать содержание учебного и учебно-методического материала и различных видов учебной деятельности учащихся с использованием инновационных организационных форм обучения, использовать психолого-педагогические и теоретические знания в области внедрения и разработки новых организационных форм обучения в образовательной процесс школы.

Следующим компонентом педагогической деятельности учителя информатики, который необходимо изменить в условиях изменяющихся средств информационных технологий, является проектировочный компонент, то есть нужно развивать умение проектировать образовательный процесс в обновляющейся информационно-образовательной среде на основе применения средств информационных технологий. Работа учителя информатики в новой информационно-образовательной среде с ее существенно расширенными дидактическими возможностями, создает возможности для значительной перестройкивсегообразовательногопроцесса. Новый ФГОС3+ устанавливает, что определение содержания обучения, формирование образовательной среды, в

которой осуществляется освоение этого содержания, не будет «спущено» сверху, а возложено теперь на самого учителя информатики. Кроме того, в соответствии с новым законом «Об образовании» в РФ современного учителя информатики обязываютсоздавать все программные и учебно-методические материалы для организации учебного процесса в школе. Эти факторы предопределяют,
что ключевым компонентом педагогической деятельности учителя информатики, который необходимо развивать в первую очередь, является проектировочный компонент. Следует развивать умение проектирования образовательного процесса в школе посредством применения инновационных организационных форм на базе средств ИКТ в обновляющейся информационно-образовательной среде. То есть, учитель нового типа должен уметь проанализировать современные цели системы образования, производить отбор содержания изучаемого предмета, выстраивать важнейшие пути преподаваемого предмета, подобрать современные методы, инновационные организационные формы и средства обучения на основе ИКТ, улучшать или создавать учебные программы и учебно-методические пособия.

Значимость педагогического проектирования возрастает в условиях использования в общеобразовательной школе телекоммуникационных проектов, которые направлены на развитие самостоятельной деятельности учащихся. Учебный проект (групповой, парный или индивидуальный) обучающийся выполняет в течение некоторого отрезка времени по заданию педагога. Таким образом, в условиях использования образовательного проекта на занятиях по информатике, усиливается роль учителя информатики как организатора учебного процесса. Задачи учителя информатики не заканчиваются передачей учебной информации обучающимся. Учитель информатики обязан быть инициатором творческой и познавательной деятельности обучающихся, организатором деятельности по добыванию новых знаний. По мнению И.П. Подласого, главная функция современного учителя - это умение управлять образовательным и воспитательным процессом