Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 872

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

а также могут общаться с новаторами в своей

профессиональной области. Это и является примером обучения в течение всей жизни (Long-life Learning).

Следующим фактором, влияющим на изменение деятельности современного учителя информатики, является формирование и расширение вариативности подготовки учащихся, то есть построение персональных образовательных маршрутов, дополнительное внеурочное образование, следовательно, необходимо обучить учителя информатики следующим новым формам организации образовательного процесса: дистанционному, профильному и модульному обучению, сетевому взаимодействию.

Целенаправленно проектируемая образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта реализации, разработки и выбора образовательной программы при осуществлении учителями информатики учебной поддержки его самореализации и самоопределения понимается исследователями под индивидуальным образовательным маршрутом (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, Ю.Ф. Тимофеева, А.П. Тряпицын, и др.). Персональный образовательный маршрут определяется учебными потребностями, индивидуальными возможностями и способностями обучающегося, а также существующими стандартами содержания образования.

На современном ступени модернизации системы образования организация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся диктуется рядом противоречий:

  • потребностью системы образования и общества в высокопрофессиональных специалистах, диктуемой современными образовательными результатами, изложенными в ФГОС с одной стороны и сложившейся образовательной практикой, мало ориентированной на развитие и учет персональных особенностей и потребностей каждого учащегося;

  • реальной нуждой в удовлетворении персональных образовательных запросов обучающихся и практической неосуществимостью их удовлетворения в условиях классно-урочной системы обучении.


Это позволяет формулировать важнейшую проблему российского образования, выражающейся в изучении путей включения в процесс методической подготовки современного учителя информатики индивидуальных образовательных маршрутов на основе применения информационных и коммуникационных технологий как средства реализации и планирования индивидуального маршрута любого учащегося [38, 39, 127].

При планировании индивидуальных образовательных маршрутов учащихся нужно учесть выбор технологии обучения, то есть выбор современных методов, инновационных форм и средств обучения в соответствии с определенными задачами.

Проведение современного занятия невозможно без применения современных организационных форм. Для повышения эффективности образования и достижения запланированных образовательных результатов на разных этапах проведения учебного занятия необходимо использовать инновационные организационные формы: сетевое взаимодействие, кейс- технологии, телекоммуникационные проекты, модульное обучение и др. Например, для выяснения уровня усвоения пройденного материала целесообразно использовать на занятии сетевое взаимодействие. На образовательном портале школы ученики в начале урока в течение 5-7 минут решают определенные тестовые задания, учитель получает данные в online-режиме, в соответствии с ответами учащихся строит объяснение нового материала для устранения всех недочетов по пройденным темам. Отсюда и вытекает одно из положений гипотезы данного исследования: чтобы подготовить учителя информатики кприменению новых организационных форм в учебном процессе в школе, надо егосамого готовить в рамках применения этих форм обучения в образовательном

процессевуза.

Ключевые изменения в деятельности современного учителя информатики определяются высокой динамикой изменения методической системы обучения информатике (отсюда переход к непрерывной подготовке учителя информатики в системе дополнительного профессионального образования, резкое усиление

самостоятельности при повышении квалификации). Например, за последние 30 лет, что существует курс информатики, уже было четыре совершенно разных методических системы обучения данному предмету:

  • конец 80 гг. программирование, вторая грамотность (Бейсик, Турбо Паскаль, учебный алгоритмический язык и т.д.);

  • 90-е гг. эра прикладного программного обеспечения (базы данных, табличные и текстовые редакторы и т.д.);

  • начало 2000 гг. эра интернета (поиск и обработка информации с помощью глобальной сети);

  • в настоящее время система образования переживаем период перехода на фундаментальный курс информатики, потому что все те навыки, которые казались приоритетными раньше, уже неактуальны, так как в настоящее время учащиеся, приходя в общеобразовательную школу, уже владеют навыками работы с компьютером и интернетом. Фундаментальные аспекты остались вне школьного курса информатики.

Отсюда вытекает необходимость перехода к непрерывной подготовке учителя информатики в системе дополнительного профессионального образования. По закону учитель информатики повышает свою квалификацию раз в 5 лет, но в условиях постоянно меняющихся образовательных ресурсов видим необходимость повышения квалификации гораздо чаше. Соответственно, необходимо готовить учителя информатики к самостоятельному
повышению своей квалификации еще в вузе, с помощью различных информационных технологий. А для этого учителя информатики нужно вовлекать в новые организационные формы (для обмена педагогическими идеями, опытом, для создания сообщества учителей и т.д.).

Современная ситуация развития образования требует от учителя информатики высокой профессиональной компетентности, постоянного совершенствования и большого педагогического мастерства. Первостепенное значение приобретает способность учителя информатики управлять учебным процессом в быстро меняющихся условиях вариативности его методов и

организационных форм, постоянного обновления содержания образования, переориентации целевых установок. Поэтому необходимо поменять и программы подготовки и переподготовки педагогических кадров в зависимости от современных потребностей [126, 139, 161, 163]. С учетом современных задач, стоящих перед педвузом, появляется задача улучшения профессиональных качеств педагога.

Для развития профессионализма учителей информатики системы общего образования и преподавателей учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также руководителей образовательных учреждений этих уровней, они с первых дней работы они должны быть включены в систему дополнительного педагогического образования. Бесспорна потребность в более гибком дифференцированном подходе к повышению квалификации разнообразных целевых групп педагогических работников, каждая из которых имеет разнообразные образовательные потребности. Имея
различные знания, умения и навыки работы, современные учителя информатики нуждаются сегодня в индивидуальном подходе к повышению профессиональной квалификации. Соответственно, возникает необходимость внедрения в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных технологий для поддержания и повышения компьютерной грамотности работников образования. Отсюда вытекает вопрос массовой переподготовки и подготовки учителей информатики к применению современных форм, методов и средств обучения. Необходимость повышения профессиональной квалификации и переподготовки педагогических кадров была подчеркнута на Совете при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам и демографической политике 19 января 2010 года. Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко выступил на Совете с планом первоочередных действий по модернизации общего образования: «Одно из ключевых направлений инициативы "Наша новая школа" - развитие учительского потенциала, в том числе переход к новым моделям повышения квалификации учителя. В первую очередь речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых

учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок (например, в каникулярное время). Накопление этих модулей в течение учебного года даст ему возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь при этом надолго от учебного процесса. При этом необходимые средства направляются в школу, учителю, и они решают, где и в какое время учитель будет проходить обучение, а нашей первоочередной задачей является создание возможностей для выбора программ повышения квалификации не только в специальных институтах