Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 891

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

образовательного учреждения. Конкретизируя функции учителя, автор использует понятие «педагогический проект», под

которым понимается любое законченное дело – урок, факультативное занятие, изучение новой темы или раздела и т. д. [184].

Таким образом, современный учитель информатики в рамках данного компонента должен соответствовать следующим умениям: планированиеобразовательного процесса в школе при профильном обучении, модульном обучении, дистанционном обучении; проектированиезанятий, то есть преобразование имеющегося учебного материала с учётом использования на занятиях новых организационных форм обучения на базе средств ИКТ в соответствии с конкретными дидактическими задачами и целями урока. Такой учитель должен уметь проектировать методическое оснащение учебных занятий, выбирать наиболее рациональные организационные формы, новые методы и средства обучения на базе средств ИКТ; планироватьструктуру действий учащихся и педагогического управления их деятельностью при помощи сетевого ресурса Интернет, сетевого взаимодействия, форумов, чатов, e-mail- консультаций; проектироватьновую ИОС школы с учетом дидактических возможностей современных организационных форм обучения на базе средств ИКТ.

Коммуникативной компонент. В условиях применения новых организационных форм обучения в образовательном процессе в рамках данного компонента, учителю информатики нового типа необходимы новые знания и умения, а именно:
устанавливатьпедагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, группами учащихся, а также руководителями, коллегами, родителями, представителями государственных органов, бизнес-сообществом, с помощью сетевых средств: педагогических сообществ, форумов, чатов, e-mail; находитьконтакт и правильный тон с различными коллегами и учащимися при педагогическом взаимодействии на различных образовательных сетевых сообществах; располагать к себе внимание учащихся, при необходимости перестраивать отношения с группой учащихся, находить индивидуальный подход к ним при проектном обучении, выполнении лабораторных работ, заданий по кейс-технологии.

Кроме того, современный учитель информатики должен развивать: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме [228].

Личностные результаты согласно ФГОС3 должны отражать:

- сформированность толерантного поведения и сознания личности в поликультурном мире, способности и готовности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • сформированность навыков плодотворного сотрудничества с ровесниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно- исследовательской, общественно-полезной, учебно-инновационной и других видах деятельности;

  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности [228].


Немалые изменения в условиях внедрения современных организационных форм обучения в обновляющейся информационно-образовательной среде будут внесены и в организационный компонент работы учителя информатики. Современный учитель информатики должен быть: организатором дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения с применением новых организационных форм обучения на основе средств ИКТ; в условиях внедрения профильного обучения в общеобразовательную школу, должен организовать процессобучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с применением новых организационных форм обучения на основе средств ИКТ.

Для проведения учебных занятий такой учитель должен уметь обосновать цели, задачи и содержание изучаемого предмета, определить решаемые учебные задачи, для решения которых выбрать соответствующие методы обучения, под методы определить инновационные организационные формы на основе средств ИКТ, под формы подобрать средства обучения, то есть он должен быть организатором процесса обучения в школе. В процессе проведения занятий такой учитель должен уметь организовать: сетевоевзаимодействиеучащихся для обсуждения наиболее острых вопросов изучаемой темы; с помощью кейс-технологий- творческое решение изучаемой проблемы, умение анализировать учебную ситуацию и принять соответствующее решение в трудных учебных ситуациях; проектную деятельность для создания образовательного продукта, призванного развивать познавательную, исследовательскую, конструкторскую
деятельность учащихся и при этом решить научную, техническую или иную учебную проблему; тематическую телеконференциюс учащимися различных школ; индивидуальные и групповые консультации, в том числе e-mail-консультации.

В связи с тем, что в старших классах общеобразовательной школы внедряется зачетно-модульное обучение, учитель информатики должен уметь разбивать учебный материал на несколько модулей, обосновать задачи, цели и содержание каждого модуля, предоставить возможность доступа к разным модулям разных школьников в зависимости от того, сдал учащийся зачет или не сдал по предыдущему модулю (зачетно-модульная форма обучения), или в зависимости от того, набрал учащийся необходимые для сдачи модуля баллы или не набрал (зачетно-рейтинговая форма). Учитель информатики должен организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся понимали, за что им ставится зачет, за что они получают те или иные баллы, т.е. учитель должен организовать новую систему оценивания школьников, например 100-бальную систему. Таким образом, можно отметить, что функции учителя информатики не заканчиваются передачей информации обучающимся, а он должен быть

организатором их деятельности по добыванию новейших знаний, инициатором творческой и познавательной деятельности.

Важность изменений в организационном компоненте деятельности учителя информатики подчеркивают исследователи С.А. Жданов, А.Ю. Кравцова, М.П. Лапчик, О.Н. Лучко, И.В. Роберт, предлагающие подготовить в отдельных педвузах учителя информатики в рамках специализации 030109 – организация информатизации образования. Выпускник,
окончивший обучение по данной специализации, получает квалификацию «организаторинформатизацииобразования» [41].

По мнению С.Д. Каракозова, организаторинформатизацииобразования

должен:

  1. владеть знаниями и уметь организовать эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе в школе;

  2. обладать знаниями по совершенствованию и созданию методических систем обучения, реализованных на основе новых информационных технологий и сетевого взаимодействия;

  3. обладать знаниями психолого-педагогической диагностики степени обученности обучающихся на базе современных информационных технологий, а также методиками продвижения в образовательный процесс;

  4. знать основные принципы осуществления педагогической деятельности, связанные с внедрением новых информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс;

  5. уметь применять телекоммуникационные учебные проекты в образовательном процессе;

  6. знать основные принципы осуществления эффективной и безопасной деятельности с применением средств ИКТ в образовательном процессе и обеспечивать применение ИКТ в процессе изучения других школьных предметов [57].

Экспертный компонент. Современный учитель информатики должен быть экспертом в области применения новых организационных форм в учебном

процессе, а также по исследованию образовательных возможностей современных организационных форм для повышения качества образования.

В связи с широким применением средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе отдельно нужно выделить экспертную деятельность по оценке и выбору