Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 720

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.



  • системность содержания, которая предполагает наличие достаточного и необходимого объема знаний, без которых любой из ее модулей, ни дисциплина в целом не могут существовать;

  • чередование учебной и познавательной частей модуля, обеспечивающее алгоритм развития профессиональных и познавательных навыков и умений обучающихся;

  • системностьконтроля, которая предполагает логическую завершённость каждого модуля, приводящего к формированию способностей обучающихся модифицировать приобретенные умения систематизации в профессиональные навыки прогнозирования, систематизации и анализирования учебных решений [53].

Блок или модуль, как самостоятельная, базовая структурная единица содержания учебной программы представляет из себя относительно завершенный, автономный компонент обучения. Более крупные элементы содержания обучения должны быть разделены на маленькие дидактически упорядоченные, с точки зрения содержания, цели, форм, методов и средств обучения единицы программ – блоков или модулей [232].

Индивидуализация как вид дифференцированного обучения почти в полном объеме реализуется в модульном обучении. Существенная черта модульного подхода объединена с острой проблемой системы образования – это готовить учащихся, готовых и способных решать образовательные задачи и принимать адекватные решения, при этом быстро адаптируясь к изменениям в окружающей действительности, обществе и экономике.

Педагогическая эффективность модульной системы обучения заключается в том, что она,
развивая навыки самостоятельной работы учащихся, развивает также рефлексивные навыки учащихся. Важно, что при модульной системе, когда образовательная деятельность структурируется на учебные ситуации, оценку и контроль, актуализируются исследовательские, аналитические навыки учащихся.

А. Дэ Калувэ, Э. Маркс, М. Пэтри анализируют в своем исследовании организационную модель модульного обучения. Ядром организации учебной деятельности (процесса обучения), по мнению авторов, является такая организация учебной деятельности, когда команда педагогов из 5-8 человек (тьютеры) полностью обеспечивает обучение учащихся в больших группах (более

50 учащихся). Главным принципом при формировании учебных дисциплин служит социальное образование, то есть, школьники, кроме учебных знаний, умений и навыков должны приобрести навыки самостоятельной работы для оценки достижения поставленных целей, разрешения конфликтов [56].

Проблема охвата как можно большего числа обучающихся талантливыми педагогами подчеркивают Д. Гордон и В. Джаннетт [197]: «один из основных вопросов сегодня заключается в том, как использовать все 59 млн. педагогов мира (вместе с их учениками) в качестве "банка талантов" для изменения системы школьного образования, которая уже не является оптимальной для нового общества». Авторы предлагают:

  • создать абсолютно новую всемирную сеть обучения, чтобы революционно изменить всю систему школьного образования и обучения аналогично тому, как Интернет изменил системы связи;

  • сформировать «ядро» этой новой «Сети обучения» из 59 млн. учителей мира. Если верны соотношения, существующие в бизнесе, то 2% этих учителей (1180 000) уже являются новаторами, определяющими направление развитие обучения, а 13% (7 670 000) — готовы первыми принять эти новые методы. Это невероятно мощная «база талантов», которая позволит активно обмениваться интерактивными моделями обучения;

  • создать простые онлайновые курсы обучения, объединяя лучших в мире учителей и учащихся по отдельным предметам с лучшими в мире специалистами в области мультимедийных обучающих игр. Тогда каждый ученик в мире будет обладать возможностью опираться на эти модели [197].


В. Оконь приводит следующую разновидность модульного обучения. Модуль – это часть учебного материала, рассчитанная на один учебный день, наполненного соответствующим дидактическим содержанием. При этом содержание каждого модуля рассчитано на определенное время. Вместо 3-4 занятий в течение дня, предлагается несколько модулей, что, в общем, составляет примерно время, отведенное обучающемуся на один день учебы. Некоторые модули могут быть рассчитаны на большие группы (более 50 обучающихся),

другие группы рассчитаны на небольшие группы (от 6 до 12 обучающихся), третьи группы могут быть индивидуальными. Отсюда вытекает наиболее характерная черта этой версии модульно-зачетной системы обучения – временной режим работы и состава обучающихся.

Следующая модель модульного обучения, которую приводит В. Оконь, описывает виды учебной деятельности учителя в процессе данной формы и показывает изменения в содержании обучения. По этой версии модульного обучения учебные курсы должны быть разделены на некоторое количество дидактически упорядоченных, с точки зрения их целей, содержания, современных форм, методов и средств единиц элементов программы [169].

П.А. Юцявичене дает следующее трактовку понятия «модуль»: «Модуль – это основное средство модульно-зачетного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение
поставленных дидактических целей» [248].

Резюмируя перечисленные выше определения понятия «модуль», в данном исследовании под этим термином будем понимать следующее: модуль определенная часть учебной программы (дисциплины, предмета), имеющая логическую завершенность по отношению к установленным целям и планируемым образовательным результатам освоения основной образовательной программы в школе.

Модуль представляет из себя относительно самостоятельную единицу учебной программы, направленную на развитие определенной профессиональной группы компетенций и позволяющую достичь следующих дидактических возможностей:


  • содержание обучения представить в виде законченных самостоятельных информационных блоков;

  • переместить обучение учащихся на субъект-субъектную основу;

  • обучающемуся работать большую часть времени самостоятельно и учиться планировать и организовать индивидуальный образовательный процесс, а также уметь дать адекватную оценку своей учебной деятельности;

  • учителю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Впервые модульное обучение появилось в 40-50-ых годах XX века в США, Германии, Англии. С 90-ых годов модульная форма обучения рассматривается как альтернативная форма традиционной системе образования в высшем, общем и среднем образовании России.

Важнейшим достоинством зачетно-модульной формы обучения является возможность учащемуся индивидуально выбирать сокращенный или полный комплект модулей, при этом некоторая часть этих модулей является обязательной. Модули могут изучаться в разнообразных последовательностях, в зависимости от того какие задачи перед собой ставит учащийся [156].

Анализируя зарубежный опыт использования зачетно-модульной системы обучения, А.Н. Джуринский подчеркивает, что зачетно-модульная форма обучения позволяет формировать организационные умения и познавательную активность обучающегося, которая позволяет не только индивидуализировать процесс обучения, но и развивает самостоятельность как интегральное, сложное качество обучающегося [36].

Таким образом, проведенный анализ возможностей зачетно-модульной системы