Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 788

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

обучения позволяет утверждать, что в качестве одной из важнейших функций зачетно-модульной системы обучения исследователи отмечают необходимость формирования самоорганизации, саморегуляции и самостоятельности обучающихся [33, 159]. Однако, остается не исследованными механизмы, обеспечивающие это развитие.

Возможностям и планировании образовательного процесса с использованием зачетно-модульной формы обучения посвящены работы следующих отечественных ученых: О.С. Анисимова, В.М. Гареева, Е.М. Дурко,

В.Б. Закорюкина, С.И. Куликова, В.М. Панченко, Л.М. Твердина, Л.О. Филатовой и др.

Структура курса с использованием зачетно-модульной формы обучения должна состоять из следующих модулей: базовый и начальный модуль открывающие курс; продолжающие модули, которые служат пропедевтикой следующих модулей. Некоторый завершенный по содержанию элемент обучения представляет собой базовый модуль единицы учебной программы. Крупные по объему элементы содержания обучения (темы, разделы, курсы) должны быть разбиты на несколько дидактически упорядоченных, самостоятельных и маленьких по содержанию и целевому признаку, применяемым методам, организационным формам и средствам обучения, учебных модулей. В любом модуле для обучающегося должны быть заранее определены критерии, показывающие степень усвоения учебного материала.

На этапе предварительной разработки (педагогического проектирования) ведущий лектор на потоке проводит дополнительную работу по структурированию и представлению
учебного материала в виде учебных элементов и модулей, которая включает некоторые шаги:

  • разбивка учебного материала на несколько модулей, выявление очерёдности изучения и наполнения;

  • определение для каждого модуля учебного минимума содержания обучения для монолитного восприятия предмета и уровней усвоения его содержания;

  • выделение, для определенного уровня усвоения, содержания обучения и уровня владения им;

  • дидактически оправданный отбор форм и содержания каждого модуля;

  • дидактически оправданный выбор различных форм контроля успеваемости каждого модуля, в том числе итогового и семестрового контроля;

  • определение критериев оценки качества заданий, в том числе для разного уровня усвоения каждого и модуля;

  • планирование графика сдачи зачётных единиц.

Зачетно-модульная форма обучения создает условия для качественного планирования процесса обучения конкретного учащегося с учетом их способностей и интересов. Получается, что зачетно-модульная форма обучения реализует индивидуализированное и дифференцированное обучение. Такое планирование учебной деятельности и учебного материала соответствует идеологии профильного обучения и преемственности школьного образования [8].

Положительный эффект модульно-зачетного обучения, определяется вариативностью содержания учебных блоков. Учебный материал, сформированный по модульно-зачетному принципу обучения, обеспечивает плавный переход, по мнению А.А. Вербицкого, - «от знаковых структур учебных текстов» к

профессиональной деятельности [25] .

Введение новой системы автоматически отменит традиционное деление учебного года в школе, поскольку учащийся будет работать по индивидуальному графику и у него появится возможность интегрирования информации по принципиально новой системе, в которой будут объединены базовые, специальные, профессиональные знания и навыки.

В основе организации модульного обучения, по мнению Л.О. Филатова [232], лежат некоторые принципы:

  • стимулирование познавательной активности обучающихся, а также ориентация на формирование самостоятельной учебной деятельности;

  • методически качественное применение выделенного учебного времени, необходимого обучаемому на изучение определенного материала, за счет применение современных средств ИКТ и эффективного построения модулей;

  • трансформация роли педагога в образовательном процессе, вызванная осуществляемыми им функциями проектирования образовательного процесса, а также консультирования учащихся, коррекции методик и анализа результатов обучения;

  • ориентация учебного процесса на заранее определенный образовательный результат;

  • постоянная проверка уровня усвоения содержания обучения в процессе изучения некоторого модуля с приоритетной реализацией коррекционной, стимулирующей и обучающей функций оценки и контроля учебных достижений;

  • аргументированное сочетание групповой и индивидуальной форм учебной деятельности.

Т.Н. Шеднова предлагает следующие принципы разработки зачетно- модульной системы: полнота, целостность, последовательность, «смысловое ядро», целевые
установки, профессиональная ориентация [244].

П.Я. Юцявичене сформулировал восемь принципов данной технологии:

  • модульность (обучение строится по модулям);

  • деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные

«порции»);

  • динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);

  • метод деятельности;

  • гибкость;

  • осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);

  • разносторонность методического консультирования;

паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося) [248].

По мнению авторов Л.В. Байбородова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская, принципами модульного обучения являются:

  • принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой ими как необходимой);

  • принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;

  • принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет объединения обучаемых по уровню знаний, равномерности обучения, с другой стороны действительно допустима предельная самостоятельность в учебном процессе, в организации условий для осуществления физиологических, временных физических возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого учащегося все это нивелируют его стрессовые состояния [167].


К основным принципам организации модульного обучения относятся:

  • компактность (формирование блока из нескольких тем на определенный срок - календарный модуль);

  • структурирование содержания учебной дисциплины на обособленные части – дисциплинарные модули;

  • интенсификация самостоятельной работы обучающихся за счёт более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;

  • рейтингование достигнутых результатов обучения для повышения мотивации обучающихся к освоению программы обучения, для своевременной коррекции содержания и методики преподавания;

  • регулярность и объективность оценки результатов работы обучающихся и учителей;

  • строгое соблюдение исполнительской дисциплины участниками образовательного процесса.

Подготовка модулей включает в себя, по мнению Л.О. Филатовой, следующие этапы:

  1. Анализ учебно-методического материала, исходя из принципов методической целесообразности его использования в модуле.

  2. Выделение целей и установление запланированных образовательных результатов, которые будут способствовать достижению поставленных целей.

  3. Разбивка учебного материала на несколько модулей, планирование учебной деятельности учащегося, которые должны соответствовать его познавательным возможностям.

  4. Экспертная проверка построенной модульной программы для выявления соответствия итоговых учебных достижений учащегося запланированным образовательным результатам, а также, в случае необходимости, коррекции содержания модулей [232].