Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 894
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
На этапе педагогического проектирования учитель проводит дополнительную работу по структурированию и представлению образовательного материала в виде блоков-модулей и учебных элементов. Этап проектирования должен включать следующие шаги:
-
определение общего количества модулей, их очерёдности изучения и наполнения; -
определение для каждого блока-модуля обязательного минимума содержания, для целостного восприятия всего учебного материала; -
для каждого модуля выделение уровня усвоения содержания и степени владения им; -
методически обоснованный отбор различных форм контроля за успеваемость обучающегося, в том числе итогового и текущего контроля; -
формирование критериев оценки заданий для каждого модуля и уровня усвоения; -
составление графика сдачи зачётных единиц.
Таким образом, из сказанного выше следует, что модульное обучение предполагает его ориентацию на реализацию индивидуализации, дифференциации, ступенчатости, вариативности структуры содержания образования.
Одним из инструментов реализации индивидуализации обучения и одним из эффективных направлений формирования системы контроля успеваемости учащихся является оценка и контроль успеваемости с помощью системы накопительных баллов, т.е. использования рейтинговой системы оценивания [40, 89]. Рейтинг – суммарная накопительная оценка работы, учащегося по группе образовательных дисциплин, проходимых в течение определенного времени обучения в образовательном учреждении.
«Рейтинг» (от англ. to rate «оценивать»)
будем понимать как процедуру определения места учащихся в ходе контроля и выполнения заранее определенной системы заданий и оценки (баллами) учащихся на основе разных контрольных мероприятий.
Использование рейтинговой системы оценивая знаний является хорошим способом стимулирования учебной конкуренции среди обучающихся, что должно упорядочить систематическую индивидуальную работу обучающихся. Данная система оценки знаний должна исключить случайность при сдаче итоговых и текущих экзаменов.
Поднять качество обучения в общеобразовательной школе и особенно в вузе позволит введение кредитно-зачетной системы. В государствах Евросоюза общераспространенной системой является ECTS (Европейская система перевода кредитов – European Credit Transfer System). В Болонском декларации ECTS рассматривается как общая структура для разработки учебных планов и содействия мобильности в пределах Евросоюза в высшем образовании.
Министерство образования РФ рекомендует пересчитывать учебную нагрузку в кредиты путём математического деления общей (аудиторной и самостоятельной) учебной нагрузки в семестре на коэффициент 36 (36 часов общей нагрузки). Хотя такой подход в последнее время подвергается крайне основательной и обоснованной критике, он может быть использован, по меньшей мере в переходный период.
Кредиты начисляются студенту только по результатам успешного прохождения итогового контроля по данной дисциплине (экзамен, зачёт, тест или итоговая контрольная работа и т.п.) При этом величина оценки не влияет на количество кредитов, единственное,
что она должна быть положительной.
Бакалавр в течение своего обучения должен набрать не менее 180 кредитов (три года в соответствии с нормой в 60 кредитов) или не менее 240 кредитов (4 года); магистр суммарно должен заработать не менее 300 кредитов. Отсюда вытекает зависимость срока обучения на магистра от продолжительности обучения на бакалавра.
Для многих российских образовательных учреждений (школ и вузов) применение модульно-рейтинговой оценки качества образования не является чем-то новым. Опыт использования таких систем в России насчитывает более двадцати лет. Активно накапливается образовательными учреждениями опыт применения зачетных единиц (академических кредитов) в учебном процессе в результате получения этими учреждениями международной аккредитации по отдельным программам, в рамках двухсторонних договоров с зарубежными образовательными центрами.
Министерством образования и науки Российской Федерации были определены несколько задач по введению зачетных единиц, совместимых с ECTS, в учебный процесс высших учебных заведений:
-
формирование общего подхода к решению вопросов академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения, совместимые с системой ECTS, и обеспечивающих единство образовательного пространства в российском высшем образовании, проведение эксперимента по организации учебного процесса в вузах на основе зачетных единиц, направленных на индивидуализацию образовательного маршрута; -
апробация и разработка в ходе экспериментов нужных методических и нормативных документов; -
обеспечение введения в ФГОС высшего образования зачетных единиц; -
обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки педагогов при планировании учебного процесса на основе зачетных единиц; -
выявление особенностей создания накопительной системы зачетных единиц при планировании учебных программ высшего образования на базе учебных программ среднего образования.
Модульная форма обучения позволяет обучающемуся более эффективно усваивать некоторый предмет, при оценке успеваемости учащегося дает возможность отслеживать динамику успеваемости и оценивания плодотворности работы учащегося на всех этапах процесса обучения, учитывая при этом его
результативность, а также возможность своевременного выявления и корректировки причин снижения успеваемости.
В рамках данного исследования целесообразно рассмотреть ряд негативных и позитивных аспектов применения новых организационных форм (кредитно- модульной, модульно-рейтинговой и зачетно-модульной) в образовательном процессе.
Л.О Филатова к позитивным аспектам применения зачетно-модульной формы обучения относит следующие моменты. Модульно-рейтинговая система позволяет:
-
качественно планировать самостоятельную деятельность учащихся. За счет использования возможностей модульно-рейтинговой формы обучения можно более качественно организовать индивидуальный подход к обучению; -
вырабатывать навыки самооценки и самоконтроля у обучающихся; -
повышать прочность учебных знаний, за счет наличия ближайших ориентиров (зачетов, контрольных работ и т.д.) и стимулов к планомерным и регулярным занятиям; -
увеличивать объективность итоговой оценки успеваемости; учитывать большее количество видов учебной работы при оценивании результатов учебной деятельности (в текущей аттестации и тематическом контроле); -
повышать уровень здоровой конкуренции между учащимися. Стимулировать учащихся, например, при помощи составления текущего рейтинга; -
обеспечивать снятие элементов случайности в оценке знаний при сдаче зачетов и экзаменов; -
планировать индивидуальный график изучения учебного материала; выбрать уровень сложности изучаемого материала и ориентироваться на запланированный результат обучения при заранее известных требованиях к качеству усвоения любого модуля; -
обеспечивать возможность, при сетевой организации обучения, эффективно «войти в структуру» изучаемой дисциплины с любого его раздела и варьировать порядок изучения модулей в зависимости от обстоятельств [232].
Исследователи Л.В. Байбородова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская выделяют следующие достоинства модульной формы обучения;
-
за счет целенаправленной отработки практических навыков при изучении всех модулей повышается качество обучения; -
за счет разбивки общего материала изучаемой дисциплины на маленькие элементы сокращаются общие сроки обучения; -
реализовывается «индивидуализация» процесса обучения с помощью создания индивидуальных образовательных программ для каждого обучающегося; -
более быстрое приспособление учебно-методического материала к меняющимся условиям окружающей действительности [167].
По мнению Л.О. Филатова, к отрицательным моментам применения модульно-зачетной формы обучения относит следующие аспекты:
-
только в случае использования единого рейтингового контроля обучающийся модульно-зачетной формы обучения добьется максимального эффекта; -
при построении содержания курса теряется системность. Как известно, при модульной системе обучения содержание разбивается на несколько частей. Обеспечение преемственности и логики в формировании способов и понятий деятельности школьников становится в таких условиях прерогативой самих учащихся; -
увеличивается время учителя на разработку и проверку контрольно- измерительных и учебно-методических материалов, а также на обновление этих материалов; -
модули и балловая оценка их освоения как правило выделяются на основе субъективного фактора – позиции отдельного педагога [232].
Исследователи